Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Индивидуальный проект» для обучающихся
10 класса разработана на основе: Федерального компонента государственного
образовательного стандарта среднего общего образования; авторской
программы курса «Исследовательская деятельность учащихся в профильной
школе» (под ред. Б.А. Татьянкина)
Цель: формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной деятельности
для достижения практико-ориентированных результатов.
Задачи:
сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
выработать способность к инновационной, аналитической,
творческой, интеллектуальной деятельности;
формирование навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при
решении различных задач;
развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на
основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной
деятельности обучающихся.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно, под
руководством учителя в течение учебного времени, отведенного учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования
или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования старшеклассники сами
определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и
задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу,
ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты
практического использования проектного и исследовательского продукта.
Формы организации занятий:
Индивидуальная;
Парная;
Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной исследовательской деятельности обучающихся
проводится
по
результатам
представления
продукта,
учебного
исследования. Публично защита темы проекта, исследования (идеи).
Место индивидуального проекта в учебном плане
Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по
выбранному предмету/ направлению.
Содержание учебного предмета «Индивидуальное проектирование» 10
класса - 34 часа, 1 час в неделю.
o
o
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
и приятия;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей
функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Метапредметные результаты:
определять область своих познавательных интересов;
искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с
использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с
каталогами библиотек;
находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе
выполнения проекта;
планировать и выполнять учебный проект, используя методы, оборудование и
технологии;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем
исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;
использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы,
доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение,
рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей,
построение и выполнение алгоритма и т.д.;
ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать
проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
предполагать возможное практическое применение результатов учебного
исследования и продукта проекта.
1. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Основные понятия проектной и исследовательской деятельности
(2 ч.)
Введение. Особенности проектной и исследовательской деятельности. Основные
требования к исследованию. Виды индивидуальных проектов. Основные
технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного
проекта.
Раздел 2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием (3ч.)
Определение
темы
проекта/исследования.
Этапы
работы
над
проектом/исследованием. Методы исследования. Технология составления плана
работы. Определение цели, задач проекта, методов. Выбор темы
индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования, выдвижение
гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов.
Раздел 3. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета (4 ч.)
Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета.
Работа с электронным каталогом библиотеки. Что такое плагиат и как его
избегать в своей работе. Занятие с системами «антиплагиат».
Раздел 4. Индивидуальное проектирование (3ч)
Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и
объекта исследования. Коррекция плана работы и списка информационных
источников
Раздел 5. Сбор и систематизация полученной информации (6ч.)
Оказание
помощи
в
фиксации
результатов
теоретического
экспериментального исследования
или
Раздел 6. Обработка полученного материала(5ч.)
Обработка полученного материала в соответствии с целями и
задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в
виде таблиц, диаграмм, схем и т.п.
Раздел 7. Оформление проектной/исследовательской работы (6 ч.)
Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение
способов оформления конечных результатов индивидуального проекта /
исследования. Технология презентации
Раздел 8. Защита проекта/исследовательской работы(6ч.) Защита реализации
проекта/исследования по плану (примерному):
1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования.
2. Актуальность.
3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор, так и
другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для
реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
5. Ход реализации.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось
преодолеть в ходе его реализации.
3. Тематическое планирование
Название раздела
Основные понятия
проектной и
исследовательской
деятельности
Этапы работы над
проектом, учебным
исследованием
№
урока
1
2
3
4
5
Алгоритм работы с
литературой и с
ресурсами Интернета
Индивидуальное
проектирование
Сбор и систематизация
полученной информации
Обработка полученного
материала
6-7
8
9
10-11
12
13-15
16-18
19-20
21-22
23
Оформление
исследовательской
работы
25-24
26-27
28-29
Тема урока
Введение. Особенности проектной и исследовательской деятельности.
Основные требования к исследованию.
Виды индивидуальных проектов. Основные технологические подходы.
Особенности монопроекта и межпредметного проекта.
Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над
проектом/исследованием. Методы исследования. Выбор темы
индивидуального проекта.
Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта,
методов.
Определение целей, задач исследования, выдвижение гипотез,
определение предмета и объекта изучения и методов.
Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами
Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки.
Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.
Занятие с системами «антиплагиат».
Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы,
предмета и объекта исследования.
Коррекция плана работы и списка информационных источников
Оказание помощи в фиксации результатов теоретического исследования
Оказание помощи в фиксации результатов экспериментального
исследования
Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами.
Выбор программной среды для оформления проектной работы.
Статистическая обработка материала и представление результатов в виде
таблиц, диаграмм, схем и т.п. в программной среде
Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование
выводов (цель-результат)
Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта.
Обсуждение способов оформления конечных результатов
индивидуального проекта/исследования
Технология презентации
Колво
часов
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
3
3
2
2
1
2
2
2
Дата
План
Факт
Защита
исследовательской
работы
30
32-31
33
34
Тема и краткое описание сути проекта/исследования. Актуальность
Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор,
так и другие люди.
Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены
для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
Ход реализации. Риски реализации проекта и сложности, которые
обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации
1
2
1
1
Учебно-тематическое планирование
Раздел
Объем часов
Раздел 1. Основные понятия проектной и исследовательской
деятельности (2 ч.)
Введение. Особенности проектной и исследовательской деятельности.
Основные требования к исследованию. Виды индивидуальных проектов.
Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и меж
предметного проекта.
1
Групповая
Подбор
противоречивых
фактов,
интересной
информации,
продумывание проблемных ситуаций
1
Самостоятельная работа
Раздел 2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием (3ч.)
Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над
проектом/исследованием. Методы исследования. Технология составления
плана работы. Определение цели, задач проекта, методов. Выбор темы
индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования,
выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов.
1
Групповая
Практическая работа № 1. Формулирование темы, определение
актуальности темы, проблемы.
Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач,
выбор предмета и объекта.
Практическая работа № 3. Составление плана работы
2
Самостоятельная работа
Раздел 3. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета
(4 ч.)
Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами
Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки. Что такое плагиат и
как его избегать в своей работе. Занятие с системами «антиплагиат».
1
Групповая
Практическая работа № 4. Работа с каталогами и поисковыми
системами
Практическая работа № 5. Работа в библиотеке: работа в
тематическом каталоге
Практическая работа № 6. Подбор материалов по теме
проекта/исследования
3
Самостоятельная работа
Раздел 4. Индивидуальное проектирование(3ч.)
Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы,
предмета и объекта исследования. Коррекция плана работы и списка
информационных источников
1
Индивидуальная
Формулировка темы, целей, задач. Формулировка гипотезы, предмета и
объекта исследования. Выбор методов, составление плана работы.
Определение источников информации.
2
Самостоятельная работа
Раздел 5. Сбор и систематизация полученной информации(6ч.)
Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или
экспериментального исследования.
1
Индивидуальная
Практическая работа № 7Планирование и проведение эксперимента,
сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков.
Практическая работа № 8 Определение актуальности темы и целевой
аудитории
Практическая работа № 9 Определение положительных эффектов от
реализации проекта/исследования
Практическая работа № 10 Определение рисков при реализации
проекта/исследования
5
Самостоятельная работа
Раздел 6. Обработка полученного материала(5ч.)
Оказание помощи в обработке полученного материала
1
Индивидуальная
Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в
соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и
представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п.
Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов
работы. Формулирование выводов (цель-результат)
4
Самостоятельная работа
Раздел 7. Оформление проектной/исследовательской работы (6 ч.)
Редактирование текста и оформления работы, проектного
продукта. Обсуждение способов оформления конечных результатов
индивидуального проекта / исследования. Технология презентации
1
Индивидуальная
Практическое овладение научным стилем. Написание текста
исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами
исследования, планом работы.
5
Самостоятельная работа
Раздел 8. Защита проекта исследовательской работы(5ч.)
Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования.
1
Индивидуальная
Подготовка
к
защите.
Навыки
монологической
речи.
Аргументированная речь.
3
Самостоятельная работа
Защита реализации проекта/исследования по плану (примерному):
1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования.
2. Актуальность.
3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам
автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были
привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
5. Ход реализации.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся
удалось преодолеть в ходе его реализации.
1
Описание учебно-методического обеспечения образовательного
процесса
1.
Асмолов А.Г. Системно-деятельности подход к разработке
стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2.
Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. — М.: ИОСО
РАО, 2003. - 26 с.
3.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология
формирования ключевых компетентностей учащихся: методические
рекомендации. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2003. - 176 с.
4.
Демин И.С. Использование информационных технологий в
учебно-исследовательской деятельности// Развитие исследовательской
деятельности учащихся. - М.,2001.
5.
Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации
исследовательской деятельности учащихся// Завуч. -2001. -№1. - С.93119.
6.
Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика
применения. -М.: Русское слово, 2011. - 112 с.
7.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011
№ МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных
учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием,
необходимым для реализации ФГОС основного общего образования,
организации проектной деятельности, моделирования и технического
творчества обучающихся».
8.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность
учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных
учреждений. - М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
9.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое
сентября, 2010. – 44 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования. - М., 2012.
11. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками
исследовательских работ//Развитие исследовательской деятельности
учащихся. - М., 2001.