Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «История родного края.» составленана
основе требований:
− Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования;
− Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ № 4п.г.т.Сосьва
− на основе рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся и
авторской программы «Урал.Человек.Культура»/ Долгушина А.И., Комлева Е.И.,
Мурзина И.Я., Наумова Т.М., Разумейко Е.С., Субачев В.В.
Программа направлена на комплексное решение задач социокультурного развития
учащихся и духовно-нравственных ценностей.
Стратегической целью модернизации современного образования является
преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией
выступает гармоничное развитие и воспитание гражданина России, раскрытие
человеческих ресурсов ради социально-экономического, общественного и духовнокультурного развития края.
Обеспечение условий для формирования у обучающихся целостного представления
о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, конкретном
муниципальном образовании, и готовности включиться в практическую деятельность по
его развитию выступает сегодня и в качестве общественного заказа школе и в качестве
нормативного требования ФГОС.
Этот подход может быть реализован при следующих условиях:
− объединение содержания обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе единой цели единых базовых национальных ценностей и
технологийэффективного обучения;
− обеспечение естественного гармоничного духовно-нравственного развития
личности на основе объединения школы, учащегося и его семьи;
− развитие образования как открытой организационной системы, способной стать
важным
фактором
создания
единого
образовательного
пространства,
обеспечивающего ценностно-смысловую преемственность дошкольного и общего
образования, присоединение к ценностному пространству семьи.
Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как индивидуально выраженный социокультурный процесс, который развивает ребенка не только
интеллектуально, но и обогащает духовно, ведет по пути ценностного восхождения на
уровне достижений современной культуры.
Предлагаемая программа "История родного края" направлена на комплексное
решение задач социокультурного развития учащихся и может рассматриваться как
системообразующая в осуществлении требований ФГОС, включающих, в частности,
формирование общеучебных навыков и создание условий для успешной адаптации в
социальной среде.
При условии реализации социокультурной направленности образовательного
процесса воспитательная, культурно-досуговая и другие виды деятельности учителя,
воспитателя входят в единый контекст с образовательным процессом начальной ступени
общего образования.
Главной целью программы является развитие нравственности и духовности
учащихся, приобщение их к истокам общечеловеческих ценностей как условия
формирования социокультурной основы личности, основы самоопределения и
самоутверждения.
−
−
−
−
Задачи:
освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека
и общества, в котором живет и развивается ребенок;
накопление учащимися социокультурного опыта в виде определенных знаний, способов деятельности, поведения и общения;
личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному
окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа;
развитие мотивации к саморазвитию.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Духовно-нравственное развитие растущего человека может стать реальностью
только в том случае, если учащийся будет непосредственным участником повседневной
культурной, духовно-насыщенной жизни своей школы, лицея, колледжа, своего города,
страны, будет подлинным субъектом культуры, культурно-исторического процесса.
Особенностью содержания программы является её интегративный метапредметный
характер который базируется на системе базовых социокультурных ценностей, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса.
Создание единого «социокультурного стержня» в содержании образования служит
основой интеграции предметных знаний, представлений, системы отношений в целостной
картине мира учащихся.
Мир духовных ценностей личности, нравственные качества – результат активной
деятельности самого ребенка, дающей силу жить новым для себя образом. Для
присвоения личностью ценностей необходимы специальные условия, обеспечивающие
высокую познавательную активность, эффективное общение всех участников
образовательного процесса друг с другом.
Этому способствует система активных форм обучения – тренингов как важной составляющей части уроков. Каждая последующая активная форма логически вытекает из
предыдущего, развивая достигнутый уровень, как в содержательном плане, так и в плане
развития способностей учащихся.
За время освоения программы учащиеся осваивают различные активные формы –
разновидности ресурсного круга, работу в паре, тройке, четверке.
Развитию саморегуляции поведения, управлению чувствами способствует система
оценивания, предполагающая самооценку, взаимооценку и экспертную оценку учителя.
Система активных форм позволяет управлять качеством образовательного процесса
в аспектах:
1. освоение системы социокультурных категорий и понятий, составляющих основу содержания программы;
2. характер приобретаемого опыта общения;
3. развитие управленческих способностей;
4. уровень мотивации к учению;
5. восполнение социокультурного опыта.
Применяемая при этом система поощрений и оценки направлена на формирование
ресурса успеха у каждого учащегося. Эмоциональный подъем, переживание
сопричастности к общему делу, интеллектуальная активность снимают беспокойство,
тревогу, напряженность учащихся и позволяют развивать их мотивацию творческой
деятельности.
Социокультурные технологии обеспечивают в образовательном процессе целостное
развитие восприятия, мышления, чувствования и других высших психических функций
индивидуума.
Один из важнейших результатов образовательного процесса на социокультурных
основаниях – развитие системного миропонимания, предполагающего освоение
учащимися научных методов познания, приемов исследования, стратегического и
системного мышления учащихся и преподавателей, проявляющихся в определении
стратегий управления человеческими ресурсами.
Другим важным результатом освоения содержания программы будет развитие
системы гуманистических отношений на различных уровнях:
− межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок –
родитель);
− ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок –
общество).
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а
также на уровне переживаний:
− изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и
психологических средств общения);
− изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
− обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к
сочувствию.
Программа «История родного края.» охватывает весь период начальной школы.
Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью
содержательных линий и методов работы педагога.
Место предмета в учебном плане
Программа «История родного края.» разработана для учащихся 1 – 4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – 33 часа, во 2 – 4 классах –34
часа из расчета 1 час в неделю.
Формы организации: аудиторные практико-ориентированные учебные занятия.
Виды деятельности: беседы, практические занятия, работа в группах.
Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются личностные,
метапредметные, познавательные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
− принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической,
социальной и духовной жизни своей страны;
− формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
− формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
народов России;
− формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок
событий, происходящих в окружающем мире.
Регулятивные:
− самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать
алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения,
самостоятельно оценивать;
− использовать для выполнения задания различные средства: справочную
литературу, энциклопедии, интернет – ресурсы;
− определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные:
− ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
− самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна
для изучения незнакомого материала;
− отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
− анализировать, сравнивать, группировать различные факты;
− самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать
её, представлять информацию на основе сообщений;
− составлять план текста;
− уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные:
− участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки;
− оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций;
− читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, понимать прочитанное;
− выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи);
− отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
− аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений.
− критично относиться к своему мнению;
− уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций, понимать точку зрения другого.
Предметные:
− освоение способов работы в малых группах различного состава (парах, четверках,
микрогруппах), ресурсном круге;
− освоение способов работы с различными источниками (словарями,
художественными текстами и др.) для выявления первоначального контекста,
смыслов категорий, понятий, фразеологических оборотов и пр.;
− проявление умений организовывать различные дела, акции, направленные на сохранение и восстановление исторических и природных памятников;
− освоение способов саморегуляции поведения, развития умений структурировать
время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.
− становление позитивных базовых установок личности, направленных на
обогащение своего социокультурного опыта в сфере взаимодействия с природой,
техникой, людьми, в организации здорового образа жизни и саморазвитии;
− развитие этнического самосознания ребенка, переживание им ощущения
социокультурного родства с окружающим миром как условия для
самореализации, достойной жизни человека;
− осознание ребенком значения традиций для обеспечения стабильного развития
общества, успешной профессиональной и личностной самореализации,
укоренения семьи на родной земле;
− развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями,
другими обучающимися для достижения личностно, социально-значимых
результатов;
− проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;
− осознание значения базовых ценностей семьи, рода, населения Урала для
личностного становления;
− развитие мотивации на самоопределение в трудовой деятельности,
ответственности за сохранение и развитие традиций труда, отдыха в семье,
школе, поселке, территории.
Содержание курса
1 класс
Введение (1 час)
Тема «Мир» (8 ч.)
Мир, в котором я живу. Мир. Мир природы. Человек – часть природы. Мир природы –
гармония всего живого.
Солнышко, мама и папа. Родители. Родительская любовь. Любовь к родителям.
Солнышко. Свет. Благодарность.
Мир и лад. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Уважение. Добрый плод.
Истоки и радуга. Родная земля. Родное слово. Родной очаг. Живительная сила. Радуга.
Сказки Пушкина. Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие.
Мудрость.
Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня.
Щит и герб. Богатырь. Щит – совесть. Защитник. Победоносец. Добро. Храбрость.
Истоки и школа. Истоки глазами ребёнка.
Тема «Слово» (8 ч.)
Слово. Бесценный дар. Свет. Добро. Слово и дело.
Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение.
Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Святое
слово.
Доброе слово. Добро. Доброе дело.
Честное слово. Родительское благословление. Подвиг.
Благословление. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение.
Почитание. Святое слово. Прославление. Богатырская доблесть. Честь.
Слово «Жить». Помощь. Любовь. Жизнь. Доброе дело.
Тема «Образ» (8 ч.)
Родник. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
Образ Родины. Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Защитник отечества.
Подвиг.
Образ праздника. Великая Победа. Святая память.
Образ человека. Человек – труженик, творец. Защитник, богатырь, герой. Человечность.
Духовный образ человека. образ человека и его имя.
Тема «Книга» (8 ч.)
Книга. Книга - семья слова и образа. Как книга передаёт слово и образ? Библия.
Библиотека. Связь поколений.
Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар.
Первая книга. Первая прочитанная книга. Первая услышанная сказка. «Мои Истоки» первая авторская Книга. Какие образы и слова ты хотел бы в ней передать. Кому ты
хотелбы посвятить свою Книгу.
Мир книги. Мудрость народа. Свет учения. Радость чтения.
2 класс
Введение (1 час)
Тема «Родной очаг» (8 ч.)
Имя. Как выбирается имя и что оно означает. Именины. Почему нужно дорожить своим
именем. Имена твоих друзей.
Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей –
основа семьи. Дружная семья. Семейный праздник. Семейные реликвии.
Род – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим.
Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
Дом – территория семьи, мир вещей. Мир дома. Домашний порядок. Ритмы домашней
жизни. Родной дом. Братья меньшие. Какие животные издавна живут с человеком. Забота
о животных. Какие животные живут в твоём доме.
Деревня. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенская улица.
Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне. Родная деревня. Времена года.
Народныйкалендарь.
Город. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Здания. Улицы.
Площади. Памятники. Храмы. Города - заводы. Мир горнозаводских поселений. Родной
город. Столица. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков.
Тема «Родные просторы» (8 ч.)
Путь – дорога. Путешествие по карте. Выбор маршрута. Путники. Государева дорога.
Паломники. Симеонова тропа. Транссибирская магистраль.
Горы. Мир гор. Почему Урал назвали Уралом. Древнее название Урала – Камень.
Подземные кладовые. Стихия камня. Уральские горы – граница между Европой и Азией.
Горный мир.
Лес. Тайга. Богатство и красота таежных лесов Урала. В чем красота леса. Тайны леса.
Мир человека и мир природы – их единство.
Река. Озеро. О чем говорят названия рек. Как река служит человеку. В чем красота реки
и ее берегов. Течение реки и ход времени. Уральские озера. Как озеро (море) служит
человеку. В чем красота озера (моря).
Родники. Родниковая вода. Живая вода. Святой источник. Родник – источник чистой
воды и вдохновения.
Тема «Уральские мастера» (8 ч.)
Люди Урала. Основные профессии: горные мастера, рудознатцы, старатели, камнерезы.
Династии, поколения. Подземные кладовые. Откуда берутся металлы, драгоценные камни,
самоцветы, руды.
Кузнецы – умельцы. Каслинское литье. Роспись по металлу. Уральские мастера. Тайна
булата. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает.
Крестьянский труд. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит
трудолюбию. Земледелие на Урале. Мой земледельческий опыт.
Мастерицы – рукодельницы. Как рукоделие терпение воспитывает. Народные костюмы.
Красота одежды. Мир, символика вышивки.
Ярмарка. Ярмарка – честная торговля. Ярмарка – народный праздник. Современные ярмарки.
Сохраненная красота. Наследие. Уральское подворье. Памятники деревянного зодчества.
Сохранение традиций домовой росписи (или росписи дома).
Тема «Праздник души» (9 ч.)
Книга. Первая книга. Любимая книга. Как зарождается книга. Книга рукописная, книга
печатная. Книга электронная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги.
Священные книги. Летописи. Учебники – ступенька восхождения к знанию.
Сказка. Народная мудрость. Собиратели сказок. Сказители. В сказке живет житейская
мудрость. Фольклор. Народная память. Герои сказок. Чему учит сказка?
Песня. Песня – душа народа. Песни праздничные, обрядовые. Песня колыбельная,
задушевная, лирическая. Частушка. Песни народов Урала. Праздник песни.
Праздник книги. Уральские писатели. Библиотека. Духовно – нравственные традиции
народной культуры. Умей строить мир в душе.
3 класс
Введение (1 час)
Тема «Вера» (9 ч.)
Вера. Первопроходцы. Праведный путь. Созидательный труд. Изобретатели. Доверие.
Уверенность. Признание. С верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело квере.
Верность. Верность – преданность и надёжность. Доблестный труд. Трудовой подвиг.
Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Верность не знает мелочей.
Честь. Достоинство. Честное дело. Ратный подвиг. Подвиг в мирное время. Почести.
Объединяющая сила веры. Вера в правое дело. Всем миром. Победа.
Тема «Надежда» (8 ч.)
Надежда.
Надежда – стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и
веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Надёжность. Успех.
Терпение. Терпение – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и
надежда вместе идут. Преодоление. Настойчивость. Терпение даёт умение. Упорство.
Выдержка.
Совесть.
Правдивость. Доверие. Честное слово. Добросовестность.
Трудолюбие. Упорство. Терпение. Выносливость. Преодоление. Успех.
Тема «Любовь» (8 ч.)
Любовь.
Любовь – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство.
Мать. Родина. Ответственность. Защита. Семья. Отец. Мать. Взаимопонимание. Дружба.
Милосердие. Милосердие – милость сердца. Сестра милосердия. Милосердие через слово
и дело. Честолюбие. Щедрость души. Самопожертвование. Святая любовь. Любовь –
созидательной души.
Доброта.
Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Добрый человек в
доброте проживёт век. Благотворительность. Попечительство.
Родники.
Забота и сохранение. Память. Святой источник. Моё доброе слово и дело.
Тема «Мудрость» (8 ч.)
Знания.
Истоки уральской науки. Познание. Экспедиция. Исследование. Мудрость.
Мастерство. Знатоки родного края. Уральские учёные. Дивная работа. Мастера хвалит.
Трудовые династии.
Искусная работа. Мастерство. Преемственность.
Мудрость. Знание – плод учения. Мудрость – это ум, соединённый с добротой семейный уклад. Строительство дома. Семейный уклад. Мудрое слово. Жизненный опыт. Беседа. Сказители.
Уральский характер. Богатство души. Познание мудрости народа. Традиции служения.
4 класс.
Введение (1 час)
Тема «Родные образы» (8 ч.)
Большая семья.
Отец. Отечество. Родство. Родословие. Мать. Родина – мать. Семья.
Общий труд. Согласие. Традиции семейного воспитания детей. Образ будущей семьи.
Первые образы в искусстве
Красота родного дома.
Семейные ценности. Сохранение традиций народного
творчества. Мастерство. Мера – середина красоты.
Образы родной природы Отношение к природе наших предков. Одухотворение
природы. Уральская рябинушка – символ родного края. Народные обряды почитания
природы у разных народов.
Образ родного края
Символика уральских городов – отражение их славной
истории и традиций. Герб и флаг Свердловской области. Связь времён в образе
Отечества. Богатство красок в образе Отечества. Голос отечества (колокольные звоны).
Гимн, герб и флаг – святыни Родины. Памятные знаки. Почитание святынь России.
Народное единство.
Тема «Традиции слова» (8 ч.)
Красота слова.
Заветное слово. Слово как отражение истории и культуры уральского
народа. Уральские диалекты – сохранённая красота народной речи. Народная мудрость в
пословицах и поговорках.
Истоки слова.
История слова. Изначальный смысл слов.
Доверительное слово.
Письмо: семейная реликвия, сердечный диалог.
Традиции поздравления и пожелания Поздравительная открытка – сохранённая память. Что желали люди друг другу во все времена?
Тема «Традиции дела» (8 ч.)
Опорный край державы Дело жизни. Мастер. Ступени мастерства. Ученичество.
Сотрудничество. Творчество.
Традиции служения Родине. Историческая роль горняков в освоении края. Традиция
государственной службы – преданность делу.
Традиции уральской школы лесоводов. Ответственность. Рачительность. Забота.
Любовь к родной земле.
Традиции градостроительства на Урале. Преображение. Польза. Прочность. Красота.
Трудовая честь уральцев. Почести. Признательность. Вознаграждение. Почётные
граждане.
Тема «Традиции праздника» (8 ч.)
Образ праздника. Традиции праздника. Государственные и профессиональные
праздники: память, торжество, единство. Дни всенародной памяти. Исторический и
духовный смысл праздника. Традиционные календарные праздники различных народов
Урала: сохранение духовных традиций. Торжество семейное.
Праздничные заботы
Традиции приготовления праздничного стола. Праздничная
одежда у разных народов Урала – выражение достоинства и взаимного уважения.
Гостеприимство.
Народное гулянье Совместная радость. Хоровод. Веселье. Удаль. Уральский характер.
Праздник – труд души. Славим песней землю уральскую. Народная песня – душа
народа. Где песня льётся – там легче живётся.
Организационные формы обучения:
1. Ресурсный круг
2. Работа в группах.
3. Работа в паре.
4. Индивидуальная работа.
Организационные формы контроля:
1. Тренинг.
2. Создание страницы книги.
Тематическое планирование
Раздел. Тема занятия
№п/п
1
Введение
2
Раздел: Мир.
1. Мир, в котором я живу
2. Солнышко, мама и папа.
3. Мир и лад.
4. Истоки и радуга.
5. Сказки Пушкина.
6. Родной край.
7. Щит и герб. Богатырь.
8. Истоки и школа.
Раздел: Слово.
1. Слово.
2. Весна и слово.
3. Золотое сердечко.
4. Доброе слово.
5. Честное слово.
6. Благословение.
7. Почитание.
8. Слово «жить».
Раздел: Образ.
1. Родник.
2. Святой источник.
3. Образ Родины.
4. Святая земля.
5. Святая память.
6. Образ праздника.
7. Образ человека.
8. Защитник Отечества.
Раздел: Книга.
1. Книга.
2. Книга книг — Библия.
3. Библиотека.
4. В каждом человеке живет
Творец.
5. Живое
словокниги.
6. Чтение - сердечный дар.
7. Первая книга.
8. Мир книги.
Всего
з
4
5
Кол-во
часов
1 класс
1
Формы организации и
виды деятельности
Беседа. Слушают учителя.
Групповая работа, индивидуальная.
Работают в паре. Формулируют
вопросы, задают их учителю и
одноклассникам.
8
8
8
Работа в малых группах. Ролевые
игры.
Слушание
объяснений
учителя.
Наблюдение
за
демонстрациями учителя.
Фронтальная
работа.
Активно
участвовать в диалоге. Наблюдает,
осуществляет сравнение, сходство и
различие
выдвигает
гипотезы,
делает выводы и обобщения,
классифицирует,
рассуждает,
анализирует .
Учится работать с реальными
объектами как с источниками
информации.
Заучивает
понравившиеся стихи наизусть.
8
33 ч.
2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
Раздел
Тема занятия
Введение
Раздел: Родной очаг.
1. Имя
2. Семья
3. Род
4. Дом
5. Деревня
6. Город
7. Города-заводы
8. Столица
Раздел: Родные просторы
1. Путь-дорога
2. Государева дорога.
3. Горы
4. Лес. Тайга.
5. Река. Озеро.
6. Уральские озера.
7. Родники.
8. Святой источник.
Раздел: Уральские мастера.
1. Люди Урала
2. Династия, поколение.
3. Подземные кладовые.
4. Кузнецы-умельцы.
5. Крестьянский труд.
6. Мастерицы-рукодельницы.
7. Ярмарка.
8. Сохраненная красота.
Раздел: Праздник души.
1. Книга.
2. Священные книги.
3. Сказка.
4. Фольклор.
5. Песня.
6. Праздник песни.
7. Праздник книги.
8. Духовно-нравственные
традиции народной
культуры.
9. Умей строить мир в душе.
Всего
Кол-во
часов
Формы организации и виды
деятельности
1
Беседа. Слушают учителя.
Вводная
беседа.
Беседа
–
размышление.
Просмотр
видеофрагмента. Участвовать в
обсуждении вопросов.
8
Игры. Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге.
Правильно, осознанно читать (про
себя) простой научно - популярный текст; определять главную
мысль текста.
8
Беседа-размышление.
Запоминать толкование новых
понятий.
Запоминать
толкование новых понятий.
Находить
важные,
существенные признаки в любом
начинании, в любом процессе.
8
Беседа-размышление. Ролевая
игра. Запоминать толкование
новых
понятий.
Самостоятельное ознакомление
(чтение).
Запоминать
толкование новых понятий.
Находить
важные,
существенные
признаки
в
любом начинании, в любом
процессе.
9
34 ч.
№
п/п
Раздел
Тема занятия
Кол-во
часов
3 класс
Формы организации ивиды
деятельности
1
Раздел: Введение
1 Беседа. Слушают учителя.
2
Раздел: Вера. Верность.
1. Честь. Объединяющая сила веры.
2. Созидательный труд
3. Уверенность. Признание.
4. Доблестный труд
5. Трудовой подвиг
6. Достоинство. Честное дело.
7. Ратный подвиг.
8. Вера в правое дело.
9. Всем миром. Победа.
Беседа-размышление. Роле- вая игра.
Запоминать толкова- ние новых
9 понятий.
Самостоятельное
ознакомление (чте- ние). Запоминать
толкование новых понятий. Находить
важные, существенные при- знаки в
любом начинании, в любом процессе.
3
Раздел: Надежда.
1. Надежда стремление к доброму
исходу дела.
2. Успех.
3. Терпение и надежда вместе идут.
4. Преодоление. Настойчивость.
5. Совесть, правдивость, доверие.
6. Честное слово.
7. Добросовестность.
8. Трудолюбие, упорство, терпение.
Раздел: Любовь.
1. Любовь сердечная привязан
ность, добро, единство. Родина.
2. Семья. Отец. Мать. Взаимопонимание. Взаимоуважение. Дружба.
3. Милосердие.
4. Человеколюбие.
5. Доброта.
6. Добрый человек в доброте
проживет век.
7. Родники.
8. Святой источник.
Беседа-размышление. Груп- повая
работа. Ролевая игра. Запоминать
8 толкование
но- вых
понятий.
Самостоятель- ное ознакомление
(чтение). Запоминать толкование новых понятий. Находить важ- ные,
существенные признаки в любом
начинании, в любом процессе.
4
5
Раздел: Мудрость
1. Знания.
2. Экспедиция.
3. Мастерство.
4. Уральские ученые.
5. Трудовые династии.
6. Мудрость.
7. Семейный уклад.
8. Уральский характер.
Всего
8 Беседа-рассуждение. Группо-вая
работа. Мини-выступле- ние. Учится
работать с реаль-ными объектами как
с источ-никами информации, выдвигает гипотезы, делает выводыи
обобщения
8
34
Беседа-размышление. Груп- повая
работа. Индивидуаль- ная работа.
Запоминать тол- кование новых
понятий. Вы- двигать гипотезы,
сравнивать
свою
гипотезу
с
гипотезами,
которые
придумали
одно- классники. Запоминать толкование новых понятий. Нахо- дить
важные, существенные признаки в
любом начинании,в любом процессе.
4 класс
№
п/п
Раздел
Тема занятия
Введение
Раздел: Родные образы.
1. Большая семья.
2. Родина – мать.
3. Семейные ценности.
4. Красота родного дома.
5. Образы родной природы.
6. Символика уральских городов.
7. Образ родного края.
8. Почитание святынь России.
9. Народное единство.
Раздел: Традиции слова.
1. Красота слова.
2. Народная мудрость в пословицах
и поговорках.
3. Истоки слова.
4. Изначальный смысл слов.
5. Доверительное слово.
6. Письмо: семейная реликвия.
7. Традиции поздравления и пожеланий.
8. Поздравительная открытка – сохранённая память.
Раздел: Традиции дела.
1. Опорный край державы.
2. Ступени мастерства.
3. Сотрудничество. Творчество.
4. Традиции служения Родине.
5. Историческая роль горняков в
освоении края.
6. Традиции уральской школы лесоводов.
7. Традиции градостроительства на
Урале.
8. Трудовая честь уральцев.
Раздел: Традиции праздника.
1. Образ праздника.
2. Дни всенародной памяти.
3. Торжество семейное.
4. Гостеприимство.
5. Праздничные заботы.
6. Народное гуляние.
7. Славим песней землю уральскую.
8. Праздник—труд души.
Всего
Кол-во
часов
1
9
Формы организации и
виды деятельности
Беседа. Слушают учителя.
Беседа-размышление. Ролевая игра. Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление
(чтение). Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные
признаки в любом начинании, в любом процессе.
8
Беседа-размышление. Ролевая игра. Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление
(чтение). Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные
признаки в любом начинании, в любом процессе.
8
Игры. Активно участвовать
в обсуждении вопросов и
диалоге. Правильно, осознанно читать (про себя)
простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
8
34
Игры. Активно участвовать
в обсуждении вопросов и
диалоге. Правильно, осознанно читать (про себя)
простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.