Учебный план МБОУ СОШ № 4 п.г.т. Сосьва для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Учебный план МБОУ СОШ № 4 п.г.т. Сосьва обеспечивает введение в
действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
В учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих
в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира,
с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с
ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана
с целью коррекции недостатков психофизического развития.
Учебный план МБОУ СОШ № 4 п.г.т. Сосьва состоит из двух частей обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по годам
обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций, обеспечивающих
овладение системой социальных отношений и социальное развитие
обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность
обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования; формирование основ нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с
его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося. На первом и втором
годах обучения эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть
использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и
(или) физическом развитии; на введение учебных курсов для факультативного
изучения отдельных учебных предметов; на введение учебных курсов,
обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину
максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в
соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в
образовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности
определяется образовательной организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой,
направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации
личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание осуществляется образовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционноразвивающие курсы могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на
реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на
внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная
нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение
коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических
требований). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках
реализации АООП НОО определяет образовательная организация.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР
составляют 5 лет. Продолжительность учебной недели в течение всех лет
обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях
сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в
одну смену. Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом
и втором годах обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение
учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8
недель. Для обучающихся на первом и втором годах обучения устанавливаются
в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность
учебных занятий составляет 40 минут. При определении продолжительности
занятий на первом и втором годах обучения используется "ступенчатый" режим
обучения: в первом полугодии (в сентябре - октябре - по 3 урока в день по 35
минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе мае - по 4 урока по 40 минут каждый). Количество часов, отводимых на изучение
учебных предметов "Русский язык", "Литературное чтение"
может
корректироваться в рамках предметной области "Русский язык и литературное
чтение" с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный
предмет "Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с
ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости
иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира.
Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного
языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания
мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения
иностранным языком. Изучение учебного предмета "Иностранный язык"
начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. При
проведении занятий по предмету "Иностранный язык" класс делится на две
группы.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными),
направленными
на
коррекцию
недостатков
психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а
также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию
отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие
пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки
обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25
минут, на групповые занятия - до 40 минут. Количество часов, отводимых в
неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в
том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область
в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования)
(пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Учебный план начального общего образования для учащихся с ЗПР (Вариант 7.2)
Учебные
предметы, курсы,
модули
I
I доп.
II
III
IV
Русский язык
5
5
5
4
4
23
Литературное
чтение
4
4
5
5
4
19
Иностранный язык
Иностранный язык
(английский)
-
-
-
1
1
2
Математика и
информатика
Математика
4
4
4
4
4
20
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
2
2
2
2
2
10
Основы религиозных
культур и светской
этики
Основы
религиозных
культур и светской
этики
-
-
-
-
1
1
Искусство
Музыка
1
1
1
1
1
5
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
1
5
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
1
5
Физическая культура
Физическая
культура
(Адаптивная
физическая
культура)
3
3
3
3
3
15
21
21
22
22
22
105
Предметные области
Количество часов в неделю
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основы информатики
-
-
1
1
1
3
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в
соответствии с санитарными правилами и
нормами
21
21
23
23
23
106 (с
учетом
16
часов в
сентябр
еоктябре
в1
классе)
Учебные недели
33
33
34
34
34
Всего часов
653 (с учетом
16 часов в
сентябреоктябре)
693
782
782
782
3 692
Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная санитарными
правилами и гигиеническими нормативами
21
(16 часов в
сентябреоктябре)
21
23
23
23
111
Общий объем учебной нагрузки по учебному плану составляет 3 692 часа за 5 учебных
лет при 5-дневной учебной неделе при ступенчатом расписании (33 учебных недели в году в 1
классе, 34 учебных недели в году в 1 дополнительном-4 классах).
Внеурочная деятельность
Направления/классы
I
I доп.
II
III
IV
Всего
1. Индивидуальные и групповые занятия по программе коррекционной работы:
- логопедические занятия
3
3
3
3
3
15
- занятия с педагогом-психологом
1
1
1
1
1
5
- занятия с учителем-дефектологом
2
2
2
2
2
10
2. Ритмика
1
1
1
1
1
5
3. Разговоры о важном
1
1
1
1
1
5
4. Лего-конструирование
1
1
1
1
1
5
5. Участие в классных и общешкольных
мероприятиях
1
1
1
1
1
5
Итого:
10
10
10
10
10
50
Общий объем учебной нагрузки по образовательной программе составляет 5 372 часа
за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе при ступенчатом расписании (33 учебных
недели в году в 1 классе, 34 учебных недели в году в 1 дополнительном-4 классах):
- обязательная часть – 3 590 часов (80%)
- формируемая часть – 1 782 часа (20%).