Учебный план МБОУ СОШ № 4 п.г.т. Сосьва, реализующий ФАООП УО
(вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение
по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV
класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060
часов на 3 этапе (X - XII класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь
предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с
целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план МБОУ СОШ № 4 п.г.т. Сосьва включает обязательную
часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного
плана может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных
нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже
учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных
компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и
социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
формирование
основ
духовно-нравственного
развития
обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и
этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни,
элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся,
а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом,
часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов,
отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно
развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться
общеобразовательной
организацией
самостоятельно,
исходя
из
психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время,
отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается
при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается
при определении объемов финансирования. Всего на коррекционноразвивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов
внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ СОШ № 4 п.г.т.
Сосьва.
МБОУ СОШ № 4 п.г.т. Сосьва предоставляет обучающимся возможность
выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная
деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов
в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать
обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных
особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря
2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью,
которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с
участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.
Учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов
Предметные области
Учебные предметы
(учебные курсы)
Количество часов в неделю
Всего
V
VI
VII
VIII
IX
Русский язык
4
4
4
4
4
20
Литературное чтение
4
4
4
4
4
20
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
-
-
1
1
1
3
Природоведение
2
2
-
-
-
4
Биология
-
-
2
2
2
6
География
-
2
2
2
2
8
2
2
2
2
2
10
Обязательная часть
Язык
и
практика
речевая
Математика
Естествознание
Человек и общество
Основы
жизни
социальной
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
Изобразительное
искусство
2
-
-
Физическая культура
Адаптивная
физическая культура
3
3
3
3
3
10
Технология
Труд (технология)
6
6
7
7
7
33
28
29
30
30
30
142
Искусство
Итого:
2
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Основы информатики
1
1
-
-
-
2
Итого:
1
1
-
-
-
2
Всего:
29
30
30
30
30
149
Учебные недели
34
34
34
34
34
Всего часов
98
6
102
0
102
0
102
0
102
0
5 066
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе) в соответствии
с санитарными правилами и нормами
29
30
30
30
30
149
Общий объем учебной нагрузки составляет 5 066 часов за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
Внеурочная деятельность
Направления/классы
V
VI
VII
VII
I
IX
Всего
1. Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика), из них:
- логопедические занятия
2
2
2
2
2
10
- развитие психомоторики и сенсорных
процессов (занятия с педагогом-психологом)
2
2
2
2
2
10
- развитие психомоторики и сенсорных
процессов (занятия с учителем-дефектологом)
2
2
2
2
2
10
2. Разговоры о важном
1
1
1
1
1
5
3. Участие в классных и общешкольных
мероприятиях
1
1
1
1
1
5
Всего часов
8
8
8
8
8
40
Общий объем учебной нагрузки по образовательной программе составляет 6 426 часа
за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе при ступенчатом расписании (33 учебных
недели в году в 1 классе, 34 учебных недели в году в 1 дополнительном-4 классах):
- обязательная часть – 4 998 часа (80%)
- формируемая часть – 1 428 часов (20%).