ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2021-2025 г.г.
МБОУ СОШ № 4 п.г.т. Сосьва
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБОУ СОШ № 4 п.г.т. Сосьва является муниципальным бюджетным
общеобразовательным учреждением и расположена в Сосьвинском городском
округе, Серовского района, Свердловской области. Также в отдельном здании
находится филиал школы. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням
образования в 19 классах комплектах: начальное общее образование - 7 классов,
основное общее образование - 9 классов, среднее общее образование - 2 класса,
классы комплекты для учащихся с ОВЗ- 1. Форма обучения - очная, обучение
проводится в две смены в основном здании школы, в одну смену в филиале.
Вся воспитательная и образовательная деятельность в МБОУ СОШ № 4
п.г.т. Сосьва основана на потребностях и интересах детей, традициях школы,
культурном наследии, необходимых для личностного развития. А так же
деятельность образовательного учреждения регламентируется нормативноправовыми документами:
1) Конституции РФ
2) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
3) Конвенции о правах ребенка
4) Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»
5) «Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
6) Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»
7) Концепцией духовно-нравственного воспитания Российских школьников
Приоритетными направлениями воспитательной работы школы согласно
ФГОС НОО и ФГОС ОО, а также опираясь на «Стратегию воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года» стали:
- спортивно-оздоровительное направление
- социальное направление
- общеинтеллектуальное направление
- общекультурное направление
- духовно-нравственное направление.
В воспитательной работе школы сформирована система социально значимых традиций. Традиции - это то, чем сильна наша школа, то, что делает её
родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит.
Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания,
связанные с каким-то праздником, следовательно, каждый может представить и
спрогнозировать своё участие в определённом деле.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается
на следующих принципах взаимодействия педагогических работников
и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье,
приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной
организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических
работников;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых
общностей,
которые
бы
объединяли
обучающихся
и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся
является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
- педагогические работники школы ориентированы на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Существенное положительное воздействие на воспитательный и
образовательный процесс оказывает непосредственное сотрудничество и
разнообразные формы работы с МБОУ ДО ДДТ п. Сосьва.
Помимо МБОУ ДО ДДТ п. Сосьва МБОУ школа ведёт тесное
сотрудничество с другими учреждениями Сосьвинского городского округа:
- РКСК п. Сосьва
- Библиотека им. Горького п. Сосьва
- Детская библиотека им. А.С. Пушкина п. Сосьва
- Пожарная часть 6/4 ГКПТУ СО «ОПС СО №6»
- «Детская школа искусств» п. Сосьва
- ФКУ ЛИУ-23 ГУФСИН России по Свердловской области
- Центр военно-патриотического воспитания школьников Сосьвинского ГО
- Школы Сосьвинского ГО.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный
национальный
воспитательный
идеал
—
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания
в общеобразовательной организации – личностное развитие обучающихся,
проявляющееся: - в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимых знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть
в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение
соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности,
а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим
важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности
обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных
уровнях общего образования.
1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими
работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции
поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально
значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления
социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом
людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и
традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для
обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий
социальный
мир,
в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень
основного общего образования) таким приоритетом является создание
благоприятных условий для развития социально значимых отношений
обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями обучающихся
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе
отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость
для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный
возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.
3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально
значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе
дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге
самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам
поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут
приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально
значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся
во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого
самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально-приемлемого самовыражения
и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему
педагогическим работникам, работающим с обучающимися конкретной возрастной
категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная
работа
педагогических работников,
направленная
на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить
необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в
сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с
ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных
ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья
для
себя
и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения
и анализа в школьном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать
их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий
с обучающимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
- организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы
и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических
работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального
поведения обучающихся.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
Инвариантные модули:
- «Классное руководство»
- «Школьный урок»
- «Курсы внеурочной деятельности»,
- «Работа с родителями»
- «Самоуправление»
- «Профориентация»
Вариативные модули:
- «Ключевые общешкольные дела»
- «Детские общественные объединения»
- «Школьные медиа»
- «Экскурсии, экспедиции, походы»
- «Организация предметно-эстетической среды».
Инвариантные модули
3.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный
руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу
с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему
класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями
обучающихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении
и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося,
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь
в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать
им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах
уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной
позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения.
Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие
дела, акции, события, проекты, занятия:
Классные часы:
- тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные
юбилейным датами, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране),
способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического
вкуса,
позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину; игровые,
способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие
стрессовые ситуации;
- проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе,
Школе, позволяющие решать спорные вопросы;
- организационные, связанные к подготовкой класса к общему делу;
- здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в
социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.
Сплочение коллектива класса формируется через:
- игры и тренинги на сплочение и командообразование;
- однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями;
- празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя
подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы,
творческие подарки и розыгрыши;
- выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих
обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать
в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в
мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником
беседах по тем или иным нравственным проблемам (результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со
школьным психологом);
- поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими
работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно
стараются решить;
- индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют
их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
- коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
его родителями или законными представителями, с другими обучающимися
класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогических
работников
по
ключевым
вопросам
воспитания,
на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками
и обучающимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
- привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах,
дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать
своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях
класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа
с
родителями
обучающихся
или
их
законными
представителями:
регулярное
информирование
родителей
о
школьных
успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
- помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих
в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
обучения их обучающихся;
- привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел
класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы;
- «Дни открытых дверей» для родителей, законных представителей.
3.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала
урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогическим работником
и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила
общения
со
старшими
(педагогическими
работниками)
и
сверстниками
(обучающимися),
принципы
учебной
дисциплины
и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках;
- дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного
диалога;
групповой
работы
или
работы
в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с
другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов,
что
даст
обучающимся
возможность
приобрести
навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических
работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг
к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в
МБОУ СОШ № 4 п.г.т. Сосьва происходит через четевое заимодействие с МБОУ
ДО ДДТ п. Сосьва в рамках следующих ее видов.
Познавательная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на передачу обучающимся
социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание
к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную
картину мира.
Курсы:
«Ментальная арифметика»- для 1–4 классов.
«Волшебные кирпичики» - лего-конструирование для 1-4 классов.
«Авиамоделирование» - для 6-8 классов.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Курсы:
«Гончарное дело» - для 1-7 классов
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других,
уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться
к разнообразию взглядов людей.
Курсы:
«Школа Лидера» - для 5- 9 классов.
«Театральная студия» - для 5-9 классов.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности
обучающихся, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Курсы:
«Спортивный туризм» - для 8 классов.
«Краеведение» - для 1-4 классов.
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.
Курсы:
«Весёлый мяч» - для 1-6 классов.
«Теннис» - для 1-7 классов.
«Шахматы» - для 1 -5 классов.
«Ритмика» - для 1-4 классов.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия
и уважительного отношения к физическому труду.
«Профессиональное самоопределение» - для 1-4 классов.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- общешкольный родительский комитет и попечительский совет школы,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации их обучающихся;
- семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогическим работникам
и обучающимся площадку для совместного проведения досуга и общения;
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы
с приглашением специалистов;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в школе;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания обучающихся;
- родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные
консультации психологов и педагогических работников.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного обучающегося;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогических работников и родителей.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим
работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся
– предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это
то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших
и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета старшеклассников - разновозрастной
организации «МЫ», создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам
управления
образовательной
организацией
и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные
интересы;
- через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для
облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения
обратной связи от классных коллективов;
- через работу постоянно действующего школьноой разновозрастной организации
«МЫ»,
инициирующей
и организующеей проведение личностно значимых для обучающихся событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
- через деятельность творческих клубов по направлениям «НАСА», «Эрудит»,
«Медиа-4», «МИКС» (которыми руководит штаб «Лидер», во главе с президентом
школы, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий,
праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся
класса лидеров (входящих в состав клубов разновозрастной организации «МЫ»),
представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать
его
работу
с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих
за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб
творческих дел, штаб работы с обучающимися младших классов);
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через
систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное
просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача
совместной деятельности педагогического работника и обучающегося –
подготовить
обучающегося
к
осознанному
выбору
своей
будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору,
педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный
взгляд
на
труд
в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
обучающегося
к
осознанному
планированию
и
реализации
своего
профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
обучающимся профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых
дверей в профессиональные образовательные организации и организации высшего
образования;
- организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных
смен,
в
работе
которых
принимают
участие
эксперты
в области профориентации и где обучающиеся могут глубже познакомиться с теми
или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать
свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки.
- совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям
и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер-классах, посещение открытых уроков;
- индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований
и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь
значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или
в рамках курсов дополнительного образования.
Вариативные модули
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими
работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых
в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый
коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа
обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят
их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел
в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания,
сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками
для обучающихся.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы.
Вне образовательной организации:
- открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс
открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских,
совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки
и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы, города, страны;
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися
и
педагогическими
работниками
комплексы
дел
(благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума;
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным
и международным событиям.
Мероприятия Муниципального, регионального, Всероссийского уровней:
- Туристический слёт среди школ СГО
- Всероссийские соревнования «Кросс Наций»
- День солидарности в борьбе с терроризмом
- Всероссийская викторина «Школа безопасности»
- Соревнования «Школа безопасности» среди школ Сосьвинского ГО
- Туристический слёт среди педагогов Сосьвинского ГО, посвященный Дню
учителя
- Военно-спортивные соревнования «Патриоты России» среди школ
Сосьвинского ГО
- Всероссийские соревнования «Лыжня России»
- Военно-спортивная игра «Зарница» среди школ Сосьвинского ГО
- Фестиваль «Шаг в бессмертие», посвященный памяти Героя РФ Романова
В.В. среди школ Сосьвинского ГО
- Слёт дружин юных пожарных Сосьвинского ГО
- Слёт юных инспекторов движения Сосьвинского городского округа
- Военно-историческая игра «Истоки» среди школ Сосьвинского ГО
- Военно-спортивная игра «Зарничка» для младших школьников
Сосьвинского ГО
- Легкоатлетическая эстафета, посвященная празднованию Дню Победы в
Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.
- Акции «Вахта памяти», «Бессмертны полк»
- Соревнования «Туристическая тропинка»
- Спортивные соревнования: мини-футбол, волейбол, стритбол, пионербол и
другие
На уровне образовательной организации:
общешкольные
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные
со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными
датами и в которых участвуют все классы школы;
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
обучающихся;
- капустники – театрализованные выступления педагогических работников,
родителей и обучающихся с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций
на темы жизни обучающихся и педагогических работников. Они создают в школе
атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению
детского, педагогического и родительского сообществ школы;
- церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических
работников за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками
и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
- вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных
за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и
т.п.);
- индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими
и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими
взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые
могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять
в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент
общей работы.
В воспитательной работе МБОУ СОШ № 4 п.г.т. Сосьва сформирована
система социально - значимых традиций. Коллективно творческие дела - это
основа организационно-массовой работы, те мероприятия, которые отражают
традиции школы: это «1 сентября - День Знаний», «Класс года», «Ученик года»,
«Самый спортивный класс», Акции ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом,
«Туристический слёт», «Месячник безопасности жизнедеятельности», «Школа
безопасности», «День самоуправления в День Учителя», «Осенний бал»,
«Праздники осени», «Выставки
творческих работ учащихся», «Концертная
программа ко Дню учителя», «Линейка к Дню Героев Отечества», «Месячник
здорового образа жизни», «Спортивная олимпиада», «Конкурс туристической
песни ко Дню туризма», «Посвящение в пятиклассники, «Концертная программа
ко Дню Матери», конкурсы рисунков, стихов ко Дню матери, «Новогодний
калейдоскоп», «Месячник военно-патриотического воспитания», «Военноспортивная игра Зарница», «Концерт к 8 Марта», Акция «Весенняя неделя добра»,
Акции к 9 мая, «Вахта Памяти», «Георгиевская лента», «Бессмертный полк»,
праздник «За честь школы», «Последний звонок», «День здоровья».
3.8. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г.
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5).
На базе МБОУ СОШ № 4 п.г.т. Сосьва действует несколько детских
общественных организаций, в определенных направлениях.
1. Разновозрастная организация «Мы» (РВО «МЫ»)
Цель работы организации: Создание условий, способствующих развитию
интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и
адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.
Принципы работы совета: добровольности;
демократизма и гуманизма;
творчества; коллективного принятия решения.
Задачи работы совета:
1. Формирование правовой и демократической культуры учащихся.
2. Воспитание гражданина, патриота России.
3. Решение вопросов внутренней жизни в коллективе.
4. Формирование умения вести себя в коллективе, воспитание таких качеств, как
терпимость, коммуникативность, готовность к открытому общению, повышение
культуры общения.
Кредо: Мы строим будущее школы!
В нас сила, ум и оптимизм
Через года, вернемся снова
И воплотим желанья в жизнь!
Разновозрастной организацией «МЫ» руководит штаб «Лидер», в состав
которого входят лидеры клубов по направлениям, во главе штаба стоит президент
школы (выбираемый учащимися школы ежегодно).
1. Клуб «Эрудит» (общеинтеллектуальное направление)
Задачи клуба:
- способствование сознательному отношению обучающихся к учебной
деятельности;
- вовлечение учащихся в активную учебную деятельность через различные формы
внеклассных мероприятий.
2. Клуб «НАСА» (спортивно-оздоровительное направление)
Задачи клуба:
- способствование физическому воспитанию и самосовершенствованию
обучающихся;
- создание условий для формирования здорового образа жизни у обучающихся;
- организация и проведение общешкольных спортивных мероприятий.
Клуб «МИКС» (общекультурное направление)
Задачи клуба:
- стимулирование, раскрытие и реализация творческих способностей
обучающихся;
- организация разнообразных форм проведения свободного времени обучающихся,
проведение общешкольных мероприятий;
- развитие художественно-эстетического вкуса учащихся и расширение их
кругозора.
Клуб «Медиа-4» (информационно-коммуникационное направление)
– развитие коммуникативной культуры обучающихся;
- формирование навыков общения и сотрудничества;
- поддержка творческой самореализации обучающихся - овладение навыками
журналистского мастерства;
- обеспечение обучающихся информацией о деятельности организации, кружков и
объединений,
событиях
и
проблемах.
2. Юные инспектора движения (ЮИД «Светофор»)
Цель отряда: активное участие в пропаганде правил дорожного движения среди
детей и подростков, предупреждение нарушений ими этих правил.
Задачи:
- продолжить работу отряда ЮИД;
- повысить качество знаний и навыков обучающихся по ПДД;
- проводить мониторинг знаний обучающихся по ПДД;
- проводить мероприятия по профилактике нарушений ПДД.
Рабочая программа «Юные инспектора движения» предназначена для
учащихся основного общего образования и основного среднего образования,
составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности социальнопедагогического направления под редакцией В.А. Горского и авторской
программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н.Ф. Виноградовой в
рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности
дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления
Правительства РФ.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на
обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения
на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об
образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации
работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и
улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Основная идея программы — формирование представлений о правилах
дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах, содействие сохранению жизни и
здоровья детей, приучение их к установленному порядку в сфере дорожного
движения.
Задачи: - обучить правилам безопасного движения на проезжей части;
- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- привитие умения пользоваться общественным транспортом;
- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий
разметки проезжей части;
- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части,
нарушения правил дорожного движения;
- научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к
жизни и здоровью всех участников дорожного движения;
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает
объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожнотранспортных происшествий. Практически с порога дома он становится
участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного
движения. Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога.
Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и
среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления —
несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного
движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному
передвижению по улицам и дорогам. Учащиеся не знают правил дорожной
безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового
регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе
дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности.
Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки
четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и
дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность
воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожнотранспортный травматизм среди детей и подростков.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении
правил дорожного движения для самосохранения. В этом и состоит задача
руководителя и кружка ЮИД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в
непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем
традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного
легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные
ситуации.
Конкурс - шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности
дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести
до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж
легкое дело, а главное интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил
дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за
положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение
пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских
знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации
помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на
школьных соревнованиях «Безопасное колесо». Лучшие участники могут проявить
себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».
3. Дружина юных пожарных «Прометей» (ДЮП «Прометей»)
Цель: развитие интереса и приобщение обучающихся к изучению и пропаганде
правил пожарной безопасности; популяризация противопожарных знаний,
профессии пожарного; изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим
на пожаре.
Задачи: - проведение противопожарной пропаганды;
- осуществление подготовки в случае возникновения пожара;
- поддержание необходимой профессиональной и спортивной готовности членов
дружины юных пожарных;
- методическое обеспечение и практическое сопровождение деятельности
педагогов и обучающихся по пропаганде пожарной безопасности.
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и
масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных
и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране
количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный
ущерб возрастает на 7-10%. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к
возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс.
человек, из них более 700 детей. Установлено, что более 20% пожаров происходит
по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и
65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о
том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных
учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо
владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Отличительной особенностью программы объединения «Дружина юных
пожарных - ДЮП» является её вариативность: возможность свободно планировать
и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с
особенностями местных условий. Все образовательные блоки предусматривают не
только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта.
Практические задания способствуют развитию творческих способностей,
приобретению социального опыта и повышению статуса профессии пожарного.
Планируется привлечение к проведению занятий работников пожарной охраны,
медработников, преподавателя ОБЖ.
Программа рассчитана на обучение учащихся основного общего и основного
среднего образования.
Цель программы: обучение учащихся мерам пожарной безопасности, а
также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь
помочь себе и окружающим.
Задачи:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- ознакомить с порядком работы первичных средств пожаротушения.
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять
причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,
оценивать результаты своей деятельности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной
безопасности;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника.
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма,
гражданской ответственности, общественного долга, уважения к профессии
пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к
преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
Объединение ДЮП имеет социально-педагогическую направленность. Формы
обучения разнообразны: беседа, занятие-фантазия, занятие-игра, занятиемастерская, занятие коллективного творчества, занятие-соревнование, защита
творческих проектов, конкурсы, праздник, практическое занятие, экскурсия,
выставки. Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную,
исследовательскую, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров,
имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности,
направленные на достижение общего результата по пропаганде противопожарной
безопасности.
Основные разделы плана работы:
- организационная деятельность
- информационная деятельность
- профилактическая деятельность
- пропагандистская деятельность
- досуговая деятельность.
4. Военно-патриотический клуб «Патриот (ВПК «Патриот») в рамках
Всероссийского
военно-патриотического
общественного
движения
«ЮНАРМИЯ» (ВВПОД «Юнармия»)
Цель ВВПОД «Юнармия»: - воспитание сильного, умного, красивого и здорового
поколения патриотов, любящих свою Родину, знающих ее историю, готовыми
протянуть руку помощи в любой ситуации и конечно же встать на её защиту.
Движение «Юнармия» не призвано решать задачи только лишь военнопатриотического воспитания, оно нацелено на развитие личности и в гражданской
направленности. Направления деятельности определены Главным и региональным
штабом движения «Юнармия», а также являются направлениями ВПК
«Патриот»:
- гражданско-патриотическое
- историко-краеведческое
- военно-спортивное
- духовно-нравственное
- экологическое
Цель
ВПК
«Патриот»:
создание
условий,
способствующих
разностороннему военно-патриотическому,
гражданскому,
нравственному,
физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного
гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи:
1. Воспитание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы
и независимости, защита Отечества.
2. Допризывная подготовка молодежи к дальнейшему прохождению воинской
службы в рядах Российской армии.
3. Повышение престижа военной службы.
4. Пропаганда здорового образа жизни, популяризация прикладных видов спорта.
Разделы программы, которые изучают юнармейцы ВПК «Патриот»:
- «Начальная военная подготовка»
- «Огневая подготовка»
- «Основы медицинских знаний»
- «Химическая и радиоактивная защита»
- «Тактика ведения боя»
- «Физическая подготовка»
- «Историко-краеведческая деятельность» (экскурсии в школьный краеведческий
музей)
- «Творческая деятельность» (литературно-музыкальные композиции, конкурс
патриотической песни и др.)
- «Наставничество»
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Для реализации
данной программы предусмотрены мероприятия патриотической направленности,
посвященных Дням воинской славы, памятным датам и событиям.
Проведение памятных дней:
1. День Победы.
2.День Героев Отечества
3.День вывода войск из Афганистана.
4. День защитника Отечества.
Участие в акциях и операциях:
1.1. «Георгиевская ленточка»
2. «Поздравь ветерана»
3. «Бессмертный полк»
4. 4 Герои живут рядом»
5. «Вахта Памяти».
Участие и проведение в военно-спортивных мероприятиях:
1.Военно-спортивная игра «Зарница».
2.Соревнования по военно-прикладным видам спорта «Патриоты России».
3.Военно-спортивная игра «Зарничка» для младших школьников.
4.Военно-историческая игра «Истоки».
5.«Вахта Памяти. Пост № 1» г. Екатеринбург.
6.Конкурсе «Лучший юнармеец Сосьвинского городского округа».
7.Легкоатлетическая эстафета, посвящённая Дню Победы.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель
школьных медиа
(совместно
создаваемых обучающимися
и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и
видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- разновозрастный редакционный совет обучающихся Клуб «Медиа-4», входящий в
разновозрастную организацию «МЫ», обучающихся старших классов и
консультирующих их педагогических работников, целью которого является
освещение (через школьную газету, школьное радио или социальные сети)
наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных
ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического
самоуправления;
- школьная газета для обучающихся старших классов, на страницах которой ими
размещаются материалы о профессиональных организациях, об организациях
высшего образования и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть
интересны обучающимся; организуются конкурсы рассказов, поэтических
произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся
круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных
проблем;
- школьный медиацентр «Медиа -4» – созданная из заинтересованных
добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных
мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение
школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров,
дискотек;
- школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество обучающихся
и педагогических работников, поддерживающее интернет-сайт школы
и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности
образовательной организации в информационном пространстве, привлечения
внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей
школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой
обучающимися, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые для школы вопросы;
- школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы,
осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных,
художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое
просвещение аудитории;
- участие обучающихся в региональных или всероссийских конкурсах школьных
медиа.
Модуль 3.9. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести
важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных
ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления
их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного
дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями
обучающихся;
- ежегодный общешкольный Туристический слёт среди обучающихся 1-11 классов,
в который входит: прохождение туристической полосы препятствий, конкурсы и
викторины на знание растений, грибов, истории родного края, туристическое
снаряжение и др.;
- ежегодный муниципальный Туристический слёт для обучающихся Сосьвинского
городского округа;
- литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые
педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие города или
села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов
и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь
природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
- многодневные походы (краеведческие экспедиции), организуемые Центром
военно-патриотического воспитания школьников Сосьвинского городского округа
совместно с организациями, реализующими дополнительные общеразвивающие
программы
и
осуществляемые
с обязательным привлечением обучающихся к коллективному планированию
(разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов),
коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания),
коллективному проведению (распределение среди обучающихся основных видов
работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу
туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра и всего
похода - по возвращению домой);
- турслет с участием команд, сформированных из педагогических работников,
приуроченный ко Дню учителя, включающий в себя: соревнование
по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию,
конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков
лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни,
конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету;
- летний выездной палаточный лагерь «Юность», ориентированный на
организацию активного отдыха обучающихся, обучение навыкам выживания в
дикой природе, закаливание (программа лагеря может включать мини-походы,
марш-броски, ночное ориентирование, робинзонады, квесты, игры, соревнования,
конкурсы).
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы.
Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,
залов, т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим
средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и
внеучебные занятия;
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал,
а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического
осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе
(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах
с интересными людьми и т.п.);
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок,
доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий,
оздоровительно-рекреационных зон,
позволяющих разделить свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
- создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей
свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители
и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги,
а также брать с них для чтения любые другие;
благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое
классными
руководителями вместе с обучающимся и своих классов, позволяющее
обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими
обучающимися;
- размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного
экспериментариума – набора приспособлений для проведения заинтересованными
обучающимися несложных и безопасных технических экспериментов;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению
администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких
как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений
между обучающимися и педагогическими работниками;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки
ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися
деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса следующие.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением
его результатов на заседании методического объединения классных руководителей
или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих
вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить
не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками,
лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.