1 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам» 1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры: качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки учащегося, выражающая степень его соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) – это система мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательных программ, которые реализует Школа, и результатах освоения программ обучающимися; независимая оценка качества образования (НОКО) – это деятельность официально уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям; документы ВСОКО – это совокупность информационно-аналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО; диагностика – контрольный замер, срез; мониторинг – это системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения; оценка/оценочная процедура – установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным в рамках основной образовательной программы; ГИА – государственная итоговая аттестация; ЕГЭ – единый государственный экзамен; ОГЭ – основной государственный экзамен; КИМ – контрольно-измерительные материалы; ООП – основная образовательная программа; УУД – универсальные учебные действия. 2. Организация ВСОКО 2.1. В рамках ВСОКО оценивается: качество образовательных программ; качество условий реализации образовательных программ; 2 качество образовательных результатов учащихся; удовлетворенность потребителей качеством образования. 2.2. Направления, обозначенные в пункте 2.1, распространяются на образовательную деятельность по ФГОС общего образования. 2.3. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года, результаты обобщаются на этапе подготовки отчета о самообследовании Учреждения. 2.4. Основные мероприятия ВСОКО: оценка соответствия реализуемых в Учреждении образовательных программ федеральным требованиям; контроль реализации основных образовательных программ; контроль освоения основных образовательных программ; оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования) федеральным требованиям; контроль состояния условий реализации ООП (по уровням общего образования) и мониторинг реализации «дорожной карты» развития условий реализации ООП (по уровням общего образования); мониторинг сформированности и развития метапредметных образовательных результатов; оценка уровня достижения учащимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения ООП (по уровням общего образования); мониторинг индивидуального прогресса учащегося в достижении предметных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ; мониторинг личностного развития учащихся, сформированности у учащихся личностных УУД; оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования; систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитических документов по итогам ВСОКО; подготовка текста отчета о самообследовании; подготовка справки по итогам учебного года. 2.6. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки контрольно-оценочных мероприятий определяются ежегодно директором Учреждения. 2.7. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в годовой план работы Учреждения. 3. Оценка образовательных результатов учащихся 3.1. В отношении учащихся, осваивающих ООП (по уровням общего образования), разработанных на основе ФКГОС, оценке подвергаются только предметные образовательные результаты. 3.1.1. Оценка предметных результатов по указанной группе учащихся проводится в следующих формах: промежуточная аттестация; накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с использованием технологии портфолио); анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ; итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА (предметы по выбору); анализ результатов ГИА. 3.2. В качестве объекта оценки результатов реализации ООП (по уровням общего образования), разработанных на основе ФГОС, выступают: предметные результаты обучения; метапредметные результаты обучения; 3 личностные результаты; достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня; удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. 3.2.1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП (по уровням общего образования) в соответствии с ФГОС проводится в следующих формах: промежуточная аттестация; накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с использованием технологии портфолио); анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ; итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА; анализ результатов ГИА. Сводная информация по итогам оценки предметных результатов проводится по параметрам согласно приложению 1. 3.2.2. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП (по уровням общего образования) проводится по параметрам согласно приложению 2. Обобщенные параметры оценки, внесенные в приложение 2, подлежат детализации по критериям в соответствии с требованиями ФГОС. Детализацию делает лицо, ежегодно назначаемое директором Учреждения. 3.2.3. Достижение личностных результатов освоения ООП (по уровням общего образования) диагностируется в ходе мониторинга личностного развития учащихся по параметрам согласно приложению 3. 3.2.4. Достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня оцениваются по критериям и показателям, приведенным в приложении 4. 3.2.5. Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов оценивается в конце каждого учебного года на основании опросов, которые проводятся раз в полгода. 3.2.6. Все образовательные достижения учащегося подлежат учету. Результаты индивидуального учета фиксируются: в сводной ведомости успеваемости; в справке по итогам учета единиц портфолио учащегося. 4. Оценка образовательной деятельности 4.1. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего образования, разработанные согласно требованиям образовательных стандартов (ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования). Оценка ООП соответствующего уровня общего образования проводится на этапе ее согласования и утверждения по параметрам согласно приложению 5. 4.1.1. Результаты оценки ООП (по уровням общего образования) прикладываются к протоколу утверждения программы педагогическим советом. 4.1.2. В случае внесения в ООП (по уровням общего образования) изменений и/или дополнений проводится оценка этих изменений и дополнений на предмет соответствия требованиям ФГОС соответствующего уровня общего образования. 4.1.3. Информация по пунктам 1.1–1.4 приложения 5 включается в отчет о самообследовании. 4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных программ по параметрам: соответствие тематики программы запросу потребителей; наличие документов, подтверждающих этот запрос; соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования; соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии); 4 наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения программы учащимся. 4.2.1. Оценка реализации дополнительного образования проводится по схеме анализа занятия (приложение 7). 5. Оценка условий реализации образовательных программ 5.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, финансовым, психолого-педагогическим, материальнотехническим и информационно-методическим условиям. 5.2. Оценка условий реализации образовательных программ предусматривает проведение контроля состояния условий, на основе критериев, указанных в приложении 6. 5.3. Совокупность параметров оценки и их распределение по группам условий реализации образовательных программ соответствует федеральным требованиям к показателям эффективности деятельности организации, подлежащей самообследованию. 5.4. Оценка условий реализации образовательных программ проводится: на этапе разработки ООП того или иного уровня (стартовая оценка); ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании. 5.5. Стартовая оценка проводится с целью учета имеющихся условий при планировании результатов образовательной деятельности и состава мероприятий по их достижению. Стартовая оценка условий дополняется «дорожной картой» их развития за период реализации ООП того или иного уровня общего образования. 5.6. Показатели стартовой оценки и показатели «дорожной карты» вносятся в организационный раздел ООП каждого уровня общего образования после их согласования с педагогическим советом. 5.7. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится контроль состояния условий. Предметом контроля выступают: выполнение показателей «дорожной карты» по каждому уровню ООП; совокупное состояние условий образовательной деятельности в Учреждении. 5.8. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий образовательной деятельности Учреждения включаются в отчет о самообследовании. 6. Мониторинг 6.1. В рамках ВСОКО проводятся мониторинги: личностного развития учащихся; достижения учащимися метапредметных образовательных результатов; выполнения «дорожной карты» развития условий реализации образовательных программ; показателей отчета о самообследовании. 6.2. Вышеперечисленные мониторинги проводятся на основе параметров, внесенных в приложения 2–6. 6.3. Мониторинг показателей отчета о самообследовании проводится один раз в три года, а его результаты вносятся в аналитическую часть отчета о самообследовании. 7. Документы ВСОКО 7.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам оценочных мероприятий, локальные аналитические записки в случае внепланового контроля в одном из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов. 7.2. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается директором Учреждения. 5 Приложение 1 Показатели оценки предметных образовательных результатов № Показатели оценки предметных образовательных результатов Единица измерения 1 Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся 2 Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку Балл 3 Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике Балл 4 Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку Балл 5 Средний балл ЕГЭ 11-го класса по математике Балл 6 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 9-го класса Чел./% 7 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в общей численности выпускников 9-го класса Чел./% 8 Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 11-го класса Чел./% 9 Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников 11-го класса Чел./% Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, не получивших аттестаты об основном общем 10 образовании, в общей численности выпускников 9-го класса Чел./% Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, не 11 получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11-го класса Чел./% Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, 12 получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9-го класса Чел./% Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, 13 получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11-го класса Чел./% Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие 14 в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся Чел./% Чел./% 6 15 Численность/удельный вес численности учащихся – победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: Чел./% – муниципального уровня; Чел./% – регионального уровня; Чел./% – федерального уровня; Чел./% – международного уровня Чел./% Численность/удельный вес численности учащихся, получающих 16 образование углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся Чел./% Численность/удельный вес численности учащихся, получающих 17 образование рамках профильного обучения, в общей численности учащихся Чел./% 7 Приложение 2 Показатели оценки метапредметных образовательных результатов Группа метапредметных образовательных результатов Метапредметные понятия и термины Показатели оценки метапредметных образовательных результатов Уровень начального общего образования Слово Число Знак Признак Определение Информация Цель Результат Реальный Виртуальный Практический Теоретический Смыслообразование и моральноэтическая ориентация в вопросах: Личностные УУД – саморегуляции поведения; – взаимодействия с окружающими; – здорового образа жизни Уровень основного общего образования Уровень среднего общего образования Форма и метод оценки Процесс Явление Общее Частное Причина Следствие Закономерность Тенденция Объект Субъект Анализ Синтез Гипотетический Вероятностный Индивид Личность Духовное (волевое) Душевное (психическое) Опрос Сознание письменный Самосознание Детерминация Интеграция Дифференциация Экстраполяция Система Синергия Смыслообразовани е и моральноэтическая ориентация в вопросах: – индивидуального стиля познавательной деятельности; – эффективной коммуникации; – ответственности за собственные поступки, нравственного долга; – гражданской активности; – отношения к труду и выбору профессии Смыслообразован -ие и моральноэтическая ориентация в вопросах: – выбора жизненной стратегии, построения карьеры; – средств и методов самоактуализации в условиях информационног о общества; – морального выбора; – взаимоотношения полов, создания Наблюдение и диагностика в рамках мониторинга личностного развития 8 семьи; – готовности к активной гражданской практике; российской идентичности; – отношения к религии как форме мировоззрения Способность принимать деятельности Регулятивные УУД и сохранять Умение самостоятельно планировать пути Освоение способов достижения целей; решения осознанно проблем выбирать творческого и наиболее поискового эффективные характера способы решения учебных и познавательных задач цели учебной Способность и готовность к самостоятельном у поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, в том числе для Встроенное решения творческих и педагогическое поисковых задач наблюдение Умение самостоятельно Умение соотносить определять цели свои действия с Умение деятельности и планируемыми планировать, составлять планы результатами; контролировать и деятельности; корректировать оценивать свои выбирать планы в связи с учебные действия успешные изменяющейся стратегии в ситуацией различных ситуациях Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность действовать даже в ситуациях неуспеха Познавательные УУД Использование знаковосимволических средств, схем Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Комплексная контрольная работа на основе текста 9 решения учебных и практических задач Владение языковыми средствами; умение ясно, Активное Умение осознанно логично и точно использование использовать излагать свою речевых средств и речевые средства точку зрения, ИКТ использовать адекватные языковые средства Работа с информацией: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативным и и познавательными задачами Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Умение использовать ИКТ в решении когнитивных, коммуникативны х Использование Формирование и и ИКТ-технологий в развитие организационных учебной компетентности в задач с деятельности области ИКТ соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережен и Оценка результатов проекта по информатике или технологии 10 я, правовых и этических норм, норм информационной безопасности Овладение навыками смыслового различных стилей и жанров Первичное освоение логических операций и действий (анализ, синтез, классификация) чтения текстов Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Умение использовать речевые средства в соответствии с целями коммуникации: – участие в диалоге; Коммуникативны – первичный опыт презентаций; е УУД – создание текстов художественного стиля; – использование в речи не менее трех изобразительновыразительных средств языка Умение использовать речевые средства в соответствии с целями коммуникации: – участие в дискуссии; – развитие опыта презентаций; – создание текстов художественного, публицистического и научнопопулярного стилей; – использование в речи не менее семи Умение использовать речевые средства в соответствии с целями коммуникации: – участие в дебатах; – устойчивые навыки презентаций; – владение всеми функциональным и стилями; – владение всеми основными изобразительновыразительными Комплексная контрольная работа на основе текста Текущий диагностически й контроль по русскому языку 11 изобразительновыразительных средств языка Взаимодействие с партнером, адекватная оценка собственного поведения Готовность и способность формулировать и отстаивать свое мнение средствами языка Умение продуктивно общаться и Умение взаимодействоват организовывать ь учебное в процессе сотрудничество со совместной сверстниками и деятельности, педагогами учитывать позиции Наблюдение участников за ходом деятельности работы Готовность учащегося разрешать в группе Готовность и конфликты, способность стремление учитывать мнения учитывать и других в процессе координировать групповой работы различные мнения и позиции Способность осуществлять взаимный контроль результатов совместной учебной деятельности; находить общее решение 12 Приложение 3 Мониторинг личностного развития учащихся Диагностируемое № личностное качество Предмет мониторинга по показателю Показатель сформированности Оценочная процедура Количество учащихся, Готовность и демонстрирую способность щих Сформирован- к готовность ность смыслообразоваи способность Встроенное 1 личностных нию и к наблюдение УУД моральносмыслообразоэтической ванию и ориентации моральноэтической ориентации Периодично сть Исполните процедур ль мониторинг а Классный руководите ль, тьютор ПедагогКоличество психолог учащихся, совместно демонстриру(или ющих наличие классный ценностной руководите ориентации Встроенное ль) и гражданского наблюдение с выбора и Тестирова- преподававладение ние телем общественнообщественполитической нотерминологие политическ й их дисциплин Наличие ценностной ориентации гражданского выбора владение общественнополитической Сформирован- терминолоность активной гией гражданской 2 позиции; российская идентичность Освоение понятия российской идентичности.При нятие культурноисторических практик России Количество учащихся, освоивших понятие российской идентичности и демонстрирующих принятие культурноисторических В течение года, в рамках классных часов Ежегодно, в конце учебного года Опрос. Встроенное Педагогпедагогиче- психолог ское наблюдение 13 практик России Единицы портфолио, подтверждаюСоциальнощие культурный опыт социальноучащихся культурный опыт учащегося Статистический учет Классный руководите ль тьютор Количество учащихся, своевременно Понимание ознакомленучащимся ных с собственных заключением Статистипрофессиональпедагогаческий учет ных склонностей психолога о и профессиональ способностей ных склонностях и способностях учащихся Классный руководите ль тьютор Количество учащихся, Готовность к Положительный имеющих продолжению опыт углубленного опыт образования на изучения углубленного профильном дисциплин изучения 3 уровне, к учебного дисциплин выбору плана, учебного Статистипрофиля соответствуюплана, ческий учет обучения щих соответствую рекомендованщ ному их профилю рекомендован обучения н ому профилю обучения Классный руководите ль тьютор Количество учащихся, имеющих завершенные и Статистипрезентованны ческий учет е проекты, тематика которых соответствует Классный руководите ль тьютор Опыт выполнения учащимся проектов, тематика которых соответствует рекомендованному профилю Первый раз на этапе предпрофиль ной подготовки (по окончании учащимися 7–8-го классов). Второй раз – по окончании уровня основного общего образования 14 рекомендованному профилю обучения Количество учащихся, демонстрирую Освоение щих освоение учащимися содержания существующих понятий: норм морали, Опрос ценностная национальных ориентация, традиций, нормы морали, традиций этноса национальная и этническая Готовность и идентичность, способность к семья, брак саморазвитию на основе существующих Количество 4 норм морали, Опыт выполнения учащихся, национальных учащимся имеющих традиций, проектов, завершенные и традиций тематика презентованны этноса которых е проекты, свидетельствует о тематика патриотикоторых ческих чувствах свидетельстСтатистиучащегося, вует о ческий учет его интересе патриотически к культуре и х истории чувствах своего учащегося, его народа, интересе к ценностям культуре и семьи и истории брака своего народа Сформированность культуры здорового 5 образа жизни; ценностное отношение к труду Демонстрация культуры здорового образа жизни среде образования социальных практиках Стабильность посещения занятий в физической культурой. и Сокращения количества пропусков Статистичес кий учет. Отзыв классного руководителя Педагогпсихолог и (или) классный руководите ль, тьютор в рамках содержания рабочих программ по обществозн анию и (или) литературе Ежегодно, в конце учебного года Классный руководите ль тьютор Ежегодно, в конце учебного года Классный руководите ль тьютор Ежегодно, в конце учебного года 15 уроков по болезни. Соблюдение элементарных правил гигиены Уровень активности Сформированн Демонстрация участия в Отзыв ость уважения к трудовых классного 6 ценностного труду как практиках, в руководитеотношения к способу том числе в ля труду самореализации качестве волонтера Готовность Сформирован- учащихся ность основ экологически 7 экологической безопасному культуры поведению быту Освоение понятий экологическог о содержания к Единицы Опрос. портфолио, Статистиче подтверждав ский учет ющие социальнокультурный опыт учащегося Классный руководите ль тьютор Ежегодно, в конце учебного года Преподават ель экологии или биологии совместно с классным руководите лем, тьютором Ежегодно, в конце учебного года 16 Приложение 4 Критерии и показатели мониторинга результатов муниципального и регионального этапов олимпиады (конкурса) № п/п Критерии Показатели Источники информации Муниципальный, региональный рейтинг по результатам участия в олимпиаде 1 Количество участников Результативность участников при различных этапов, которые переходе с муниципального на показали минимум 25% от региональный этап олимпиады максимального балла по системе оценивания 2 Приказы о составе Участие педагогов Учреждения Количество учителей жюри в предметных комиссиях участников жюри предметных муниципального и муниципального и регионального комиссий регионального этапов олимпиады этапов олимпиады 3 Общее количество участников регионального этапа в процентах от общего числа учащихся в этих классах. Массовость участия в региональном Положительное состояние этапе олимпиады дел, если Учреждение занимает более высокое положение относительно среднего показателя в муниципалитете, регионе Базы участников регионального этапа олимпиады 4 Количество учащихся 9–11-х классов в списках участников заключительного этапа Эффективность регионального этапа олимпиады. олимпиады по каждому Положительное состояние предмету дел, если Учреждение имеет участников заключительного этапа олимпиады Базы участников заключительного этапа олимпиады 5 Результативность участия заключительном этапе олимпиады Общее количество победителей и призеров заключительного этапа олимпиады. Отчеты жюри в Положительное состояние заключительного дел, если Учреждение имеет этапа олимпиады призеров и победителей заключительного этапа олимпиады 17 6 Количество победителей и призеров регионального этапа олимпиады для 11-х классов, сдавших ЕГЭ по предмету участия в региональном этапе на баллы, позволившие им поступить в профильные вузы, в процентах от их общего числа. Количество победителей и призеров заключительного Реализация цели профильной Статистические этапа олимпиады для 11-х ориентации участников олимпиады данные по вузам классов, поступивших в профильные вузы, в процентах от их общего числа. Положительная оценка профильного характера олимпиады, если выпускники выбирают профиль образования в соответствии с учебным предметом, по которому выиграли олимпиаду 18 Приложение 5 Критерии оценки образовательных программ № Единица измерения* Критерии оценки 1. Образовательная деятельность 1.1 Общая численность учащихся, осваивающих основную образовательную программу: 1.2 Общая численность учащихся, осваивающих основную образовательную программу: 1.3 1.4 Чел. – начального общего образования; Чел. – основного общего образования; Чел. – среднего общего образования Чел. Формы получения образования в ОО: – очная; Имеется/не имеется. Количество чел. – очно-заочная; Имеется/не имеется. Количество чел. – заочная Имеется/не имеется. Количество чел. Реализация ООП по уровням общего образования: – сетевая форма; Имеется/не имеется. Количество чел. – с применением дистанционных образовательных технологий; Имеется/не имеется. Количество чел. – с применением электронного обучения Имеется/не имеется. Количество чел. 2. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС 2.1 Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС Соответствует/не соответствует 19 2.2 Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП части, формируемой участниками Имеется/не имеется образовательных отношений 2.3 Соответствие объема части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, Соответствует/не соответствует требованиям ФГОС 2.4 Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и традиций образовательной Имеется/не имеется организации, социального запроса потребителей образовательных услуг 2.5 Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по составу предметных областей и Соответствует/не соответствует наименованиям учебных предметов 2.6 Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по объему часов Соответствует/не соответствует 2.7 Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН Соответствует/не соответствует 2.8 Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам Имеется/не имеется учебного плана, их соответствие требованиям ФГОС 2.9 Наличие рабочих программ курсов части учебного плана, формируемой участниками Имеется/не имеется образовательных отношений 2.10 Отношение количества рабочих программ курсов части учебного плана, формируемой Количество участниками образовательных отношений, к количеству учащихся, осваивающих ООП учащегося 2.11 Наличие и количество индивидуальных учебных планов для учащихся: ед. на одного – по очно-заочной, заочной форме Количество ед./не имеется – с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно развивающимися сверстниками Количество ед./не имеется – 8–9-х классов, реализующих индивидуальные проекты в рамках профориентации Количество ед./не имеется – профильных классов на уровне среднего общего образования Количество ед./не имеется 2.12 Наличие плана внеурочной деятельности Имеется/не имеется 2.13 Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС по составу и направлений внеурочной деятельности 2.14 Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС по объему часов 2.15 Соответствие мероприятий плана внеурочной деятельности планируемым результатам ООП, в Соответствует/не соответствует наименованию Соответствует/не соответствует Соответствует/не соответствует 20 том числе Программе формирования и развития УУД и Программе воспитания 2.16 Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для деятельности, внесенных в план внеурочной деятельности курсов внеурочной Имеется/не имеется 2.17 Соответствие рабочих программ курсов внеурочной деятельности требованиям ФГОС 2.18 Отношение количества рабочих программ курсов внеурочной деятельности ФГОС к количеству учащихся, осваивающих ООП 2.19 Наличие Программы формирования и развития УУД Имеется/не имеется 2.20 Соответствие Программы формирования и развития УУД требованиям ФГОС Соответствует/не соответствует 2.21 Доля внеурочных мероприятий Программы формирования и развития УУД в общем объеме % программы в часах 2.22 Наличие Программы воспитания Имеется/не имеется 2.23 Соответствие Программы воспитания требованиям ФГОС Соответствует/не соответствует 2.24 Доля внеурочных мероприятий Программы воспитания в общем объеме программы в часах % к Соответствует/не соответствует требованиям Количество учащегося ед. на одного 21 Приложение 6 Критерии оценки условий реализации образовательных программ Контроль состояния условий Группа условий Кадровые условия Критерии оценки Планируемый Единица Фактический показатель измерения показатель («дорожная на старте карта») Численность/удель ный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников Чел./% Численность/удель ный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Чел./% Численность/удель ный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: Чел./% Факт выполнения «дорожной карты» 22 – – высшая первая; Численность/удель ный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: – до 5 лет; – свыше 30 лет Чел./% Численность/удель ный вес численности педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за последние три года повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Чел./% Численность/удель ный вес численности педагогических и административнохозяйственных работников, имеющих Чел./% 23 профессиональную переподготовку по профилю/направле нию профессиональной деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Численность/удель ный вес численности педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации по осуществлению образовательной деятельности в условиях ФГОС общего образования, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Чел./% Численность/удель ный вес численности педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованием: – тренинги, обучающие семинары, стажировки; Чел./% 24 – вне программ повышения квалификации Численность/удель ный вес численности педагогических работников, реализовавших методические проекты под руководством ученых или научнопедагогических работников партнерских организаций Чел./% Численность/удель ный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами конкурса «Учитель года» Чел./% Численность/удель ный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами региональных конкурсов профессиональног о мастерства Чел./% Численность/удель ный вес численности педагогических работников, имеющих публикации в профессиональных Чел./% 25 изданиях на региональном или федеральном уровнях Численность/удель ный вес численности педагогических работников, ведущих личную страничку на сайте Учреждения Количество педагоговпсихологов штатном расписании Чел./% в Чел. Количество педагоговпсихологов по совместительству Чел. Количество социальных педагогов Чел. Доля педагогических работников с вмененным Психологопедагогические функционалом тьютора в общем условия количестве педагогических работников Чел./% Доля мероприятий, курируемых педагогомпсихологом в Программе воспитания Ед./% Доля мероприятий, курируемых педагогомпсихологом в Программе формирования и развития УУД Ед./% 26 Доля курсов внеурочной деятельности, разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога в общем объеме курсов внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности Ед./% Количество дополнительных образовательных программ на базе Учреждения, разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога Ед. Наличие оборудованного помещения, приспособленного Имеется/не для имеется индивидуальных консультаций с обучающимися, родителями Наличие оборудованных образовательных Имеется/не пространств для имеется психологической разгрузки; рекреационных зон Материальнотехнические условия Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Ед. Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с ФГОС/федеральны ми или региональными Ед./% 27 требованиями) Наличие читального зала библиотеки, в том числе: – с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров; – с медиатекой; – оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов; – с выходом в интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки; – с возможностью размножения печатных бумажных материалов Да/нет Численность/удель ный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Чел./% Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в Кв.м 28 расчете на одного учащегося Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Ед./% Количество экземпляров справочной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Ед. Учебнометодическое и информацион Количество ное обеспечение экземпляров научно-популярной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Ед. Соответствие используемых Соответств учебников и ует/не учебных пособий соответству федеральному ет перечню Наличие общедоступного аннотированного перечня информационных Да/Нет 29 образовательных ресурсов интернета Количество единиц электронных образовательных ресурсов, используемых при реализации рабочих программ по предметам учебного плана Ед. Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых при реализации плана внеурочной деятельности Ед. Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых для обеспечения проектной деятельности учащихся Соответствие содержания сайта требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ед. Соответств ует/не соответству ет 30 Приложение 7 Анализ занятия дополнительного образования Ф. И. О. педагога дополнительного образования Образовательное объединение Возраст учащихся Дата занятия Наименование программы Тема занятия Оборудование Цель посещения и контроля Схема анализа занятия Этапы подготовки и реализации занятия Действия педагога дополнительного образования Параметры оценки Балл Подготовка оборудования и организация рабочих Педагог подготовил необходимое оборудование или мест учащихся раздаточные материалы для каждого ученика до занятия 5–4 5 Педагог потратил время на занятии, чтобы подготовить необходимое оборудование, раздаточный материал или ничего не подготовил 3–1 – Педагог задал направление работы учащихся, настроил их на активную деятельность. Рассказал, каких полезных для жизни результатов достигнут на занятии 5–4 4 Не мотивировал учеников 3–1 – Мотивация учащихся 31 Сообщение темы занятия Педагог сообщил тему занятия 5–4 5 занятия 3–1 – Педагог сформулировал на понятном для учащихся языке три группы целей: - образовательные, развивающие и воспитательные. Педагог в целях учел индивидуальные образовательные возможности учащихся 5–4 5 Педагог сформулировал одну группу целей (например, только образовательные). Индивидуальные возможности не учел. 3–1 – Педагог провел актуализацию имеющихся школьников знаний, умений, способов действий 5–4 5 Педагог пропустил этап актуализации 3–1 – Педагог сформулировал цели и подвел итоги для промежуточных этапов 5–4 4 Педагог не сформулировал цели и результаты промежуточных этапов, не подвел итоги 3–1 – Педагог проконтролировал и поощрил активность учеников. Ученики активны 5–4 5 Педагог проконтролировал активность учеников один или два раза. Ученик малоактивны ИЛИ Активность не проконтролировал. Ученики пассивны 3–1 – Педагог полностью использовал возможность самостоятельной работы: вовремя организовал, смотивировал учеников, рассказал критерии оценки или самооценки самостоятельной работы, прокомментировал оценку 5–4 5 Учащиеся сформулировали самостоятельно Сообщение целей занятия Актуализация имеющихся у учащихся знаний Подведение промежуточных целей и результатов Контроль активности учеников Организация самостоятельной работы тему у 32 Анализ ошибок учеников, организация самоанализа Оценка работы учащихся на занятии Актуализация внимания учащихся Отработка умений и способов действий Индивидуализация обучения Педагог частично использовал возможности самостоятельной работы: ее на занятии было недостаточно, не прокомментировал критерии до того, как оценил результаты. ИЛИ Самостоятельную работу не организовал 3–1 – Педагог корректно объяснил, как недочеты. Мотивировал учеников самоанализ исправить провести 5–4 5 Педагог некорректно прокомментировал недочеты, раскритиковал не выполнение задания, а личностные качества ученика, не предложил найти и объяснить ошибки 3–1 – Педагог оценил работу учеников объективно, аргументировал по критериям. Критерии ученики знали заранее 5–4 5 Оценил объективно, но не аргументировал. Критерии оценки ученикам неизвестны 3–1 – Педагог проконтролировал уровень внимания учеников на разных этапах занятия, поддержал внимание 5–4 4 Не проконтролировал уровень внимания ИЛИ Использовал приемы, которые не повышали внимание учеников 3–1 – Педагог выбрал задания, которые способствовали усвоению/повторению главного в теме 5–4 5 Педагог выбрал задания, которые частично или совсем не способствовали усвоению/повторению главного в теме 3–1 – Практические индивидуальному 5–4 4 задания соответствовали уровню освоения программы 33 учащимися, педагог использовал разноуровневые задания Практические задания не соответствовали индивидуальному уровню освоения программы учащимися, педагог не использовал разноуровневые задания 3–1 – Педагог разъяснил обучающимся, как выполнить и оформить практические задания 5–4 5 Педагог не разъяснил обучающимся, как выполнить и оформить практические задания 3–1 – Оценка времени, которое учащиеся тратя на задание Педагог выбрал задания для учащихся, в которых учел примерные затраты времени на его выполнение. Затраты времени соответствовали возможностям учащихся 5–4 5 Педагог выбрал задания для учащихся, в которых не учел примерные затраты времени на его выполнение. Затраты времени не соответствовали возможностям учащихся 3–1 – Педагог логично изложил материал. Этапы занятия последовательны 5–4 5 Педагог допустил логические ошибки в изложении материала. Этапы занятия непоследовательны 3–1 – Педагог рационально использовал время занятия, не отвлекался на посторонние разговоры с обучающимися, контролировал каждый этап и время занятия 5–4 5 Педагог нерационально использовал время занятия 3–1 – 5–4 4 Разъяснение заданий Последовательность этапов занятия Контроль времени на занятии Подведение итогов занятия Педагог мотивировал учеников подвести итоги занятия. Учащиеся подвели итоги занятия соответствии с целями и задачами занятия, в 34 рассказали, достигли каких образовательных результатов Педагог подвел итог занятия. Цели, задачи, планируемые результаты обучения с итогом работы не сопоставил ИЛИ Педагог и ученики не подвели итоги 3–1 – Педагог использовал на занятии приемы рефлексии 5–4 5 Педагог не провел рефлексию 3–1 – Педагог воспитывал интерес учащихся к занятиям: предлагал нестандартные задания, мотивировал, работал индивидуально с учениками и др. 5–4 5 Интерес учащихся к занятиям не формировал 3–1 – 5–4 5 Педагог не формировал УУД 3–1 – Педагог создал на занятии благоприятную обстановку, школьникам эмоционально комфортно, отношения уважительные, открытые 5–4 5 Эмоциональный климат неблагоприятный (педагог авторитарен, излишне критикует учеников или не поддерживает дисциплину, попустительствует учащимся и т. д.) 3–1 – технических Педагог использовал ТСО, которые повышают качество образовательных результатов 5–4 4 Педагог неоправданно использовал ТСО (больше развлекали, чем обучали или были сложными для учащихся) 3–1 – 5–4 5 Рефлексия Воспитание интереса к занятиям кружка/секции Формирование универсальных учебных действий Педагог формировал или развивал УУД: (УУД) регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные Взаимоотношения педагога и учащихся Целесообразность использования средств обучения (ТСО) Соблюдение санитарно-гигиенических требований Педагог соблюдал требования к освещению, 35 на занятии температурному и воздушному режиму, к технике безопасности, провел инструктаж по технике безопасности и пр. Педагог соблюдал проводил Организация физкультминутки на занятиях Наличие признаков переутомления у учащихся требования, не 3–1 – Педагог провел физкультминутку, содержание и форма физкультминутки связаны с тематикой занятия, оптимально выбрал время проведения физкультминутки 5–4 – Педагог не провел физкультминутку 3–1 3 Педагог спланировал занятие и выбрал задания, которые не повысили утомляемость учеников 5–4 5 Педагог выбрал слишком сложные задания, не провел физкультминутку и не предотвратил повышенную утомляемость 3–1 – были 5–4 4 Педагог не обратил внимания на замечания и пожелания эксперта, который оценивал предыдущее занятие. Ошибки повторил 3–1 – Учет ранее высказанных замечаний и рекомендаций Педагог устранил недочеты, педагогом (при наличии) на предыдущих занятиях Количество баллов: Вывод: (если педагог набрал 30 и менее баллов, то не подготовил занятие) инструктаж которые 126 Уровень подготовки педагога и качество проведения занятия высокое Рассмотрено на Педагогическом совете. Протокол № 7 от 25.06.2021 36 37