1 учащиеся 10-11 классов в обязательном порядке в рамках учебного плана. 2.2. Выполнение учащимися индивидуального проекта не исключает их участие в групповых проектах. 2.3. Индивидуальные и групповые проекты выполняются учащимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: для учащихся 1-4 классов – исследовательской, инженерной, прикладной, информационной, социальной, игровой, творческой; для учащихся 5–9-х классов – исследовательской, инженерной, прикладной, информационной, социальной, игровой, творческой; для учащихся 10–11-х классов – познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. 2.4. Руководство проектной деятельностью учащихся осуществляют педагогические работники, назначенные приказом директора (далее – руководители проектов). 2.5. Руководители проектов: формулируют совместно с учащимися темы, предлагаемые для выполнения учащимися; организуют очно и дистанционно индивидуальные и групповые консультации для учащихся в процессе выполнения проектов (как плановые, так и по запросам учащихся), осуществляют контроль деятельности учащихся и несут ответственность за качество представляемых на защиту работ; проводят индивидуальные консультации с учащимися, представляющими свои проекты на конкурсы разного уровня. Для участия проектной работы в конкурсных мероприятиях разного уровня (муниципальных, окружных, региональных, федеральных) руководителем проекта организуется оформление сопровождающей документации, предусмотренной форматом данного конкурса, и согласовывается с директором Учреждения. 2.6. Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта и согласуют ее с руководителем проекта. 2.7. Учащиеся самостоятельно определяют цель (продукт) проектной работы и ее жанровые особенности, согласуют с руководителем проекта план-график выполнения проекта. 2.8. Результаты выполнения индивидуальных и групповых проектов могут учитываться как результаты промежуточной аттестации согласно ООП ООО и СОО и локальным нормативным актам Учреждения. 2.9. Оценка индивидуальных и групповых проектов учащихся проводится в форме их защиты учащимися на заседании школьной комиссии. 2.10. Состав школьной комиссии по рассмотрению и оценке проектов учащихся определяется директором. 2.11. Школьная комиссия по рассмотрению и оценке проектов учащихся: проводит предварительное рассмотрение проектов учащихся, представляемых к защите; определяет даты защиты проектов учащихся; организует и проводит оценивание индивидуальных и групповых проектов учащихся; инициирует выдвижение лучших проектных работ для участия в конкурсных мероприятиях разного уровня. 3. Требования к проекту 3.1. Результаты проектной работы оформляются в письменном виде со следующей структурой: титульный лист (по образцу согласно приложению 1 к настоящему положению); 2 оглавление; введение; основная часть; заключение; список литературы (библиографический список); приложения. 3.2. Введение должно включать в себя: формулировку предпроектной идеи; обоснование актуальности темы; описание степени изученности данного вопроса; формулировку поставленной проблемы; определение целей и задач; описание необходимых ресурсов, в том числе краткий обзор используемой литературы и источников; описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы. 3.3. Основная часть письменной работы делится на главы и должна содержать информацию, собранную и обработанную в ходе создания индивидуального проекта, в том числе: описание основных рассматриваемых фактов; характеристику методов решения проблемы; сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения; описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.). 3.4. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов представленного проекта. 3.5. В списке используемых источников указываются публикации, издания и другие источники, использованные автором. Каждый источник оформляется следующим образом: фамилия, инициалы автора; название издания; выходные данные издательства; год издания; номер выпуска (если издание периодическое); количество страниц. Все источники должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности: законы, постановления правительства; официальные справочники; художественные произведения; специальная литература; периодические издания; интернет-источники. 3.6. Основной текст письменной работы печатается на страницах белой бумаги формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер – 12 пт, межстрочный интервал – 1,5. Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т. п.), которые выполняются черной пастой (тушью). 3.7. Общий объем текста работы – от 5 до 20 печатных страниц (не считая титульного листа). Приложения могут занимать до пяти дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. 3.8. Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются скоросшиватели или пластиковые файлы). 3 4. Порядок защиты проекта 4.1. Публичная защита индивидуального или группового проекта проводится лично автором (авторами) в устной форме на заседании школьной комиссии. 4.2. Даты защиты проектов определяет школьная комиссия по рассмотрению и оценке проектов учащихся, они утверждаются директором не позднее чем за месяц до дня защиты. 4.3. На публичной защите проекта учащийся рассказывает: об актуальности проекта; положительных эффектах от реализации проекта, важных как для самого автора, так и для других людей; ресурсах (материальных и нематериальных), необходимых для реализации проекта, возможных источниках ресурсов; рисках реализации проекта и сложностях, которые ожидают при реализации данного проекта. 4.4. Учащийся вправе использовать в ходе публичной защиты проекта презентацию, аудио-, видео- и другие материалы. 4.5. Продолжительность выступления учащегося не должна превышать 10 минут. После завершения выступления автор проектной работы отвечает на вопросы членов школьной комиссии по рассмотрению и оценке проектов учащихся (не более 5 минут). 5. Оценка проектной работы 5.1. Оценка индивидуальных и групповых проектов учащихся проводится школьной комиссией по рассмотрению и оценке проектов учащихся согласно требованиям ФГОС НОО, ООО и СОО, ООП ООО и СОО. 5.2. Во время оценки проектов учащихся члены комиссии заполняют лист оценки согласно приложению 2 к настоящему положению. 5.3. Результаты оценки проектов учащихся могут вноситься в классный журнал согласно локальным нормативным актам школы. 5.4. Результаты оценки проектов учащихся могут учитываться в качестве итогов промежуточной аттестации учащихся согласно локальным нормативным актам Учреждения. 4 Приложение 1 Форма титульного листа проекта учащегося Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 п.г.т. Сосьва (МБОУ СОШ № 4 п.г.т. Сосьва) Индивидуальный проект по теме: ____________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Учащийся: _____________________ Руководитель проекта: _________________________ п.г.т. Сосьва, ________ год 5 Приложение 2 Лист оценки индивидуального (группового) проекта Критерии Тема проекта Параметры Оценка (от 1 до 3 баллов) Тема проекта актуальна с позиций индивидуальных потребностей и интересов учащихся Тема отражает ключевую идею проекта ожидаемый продукт проектной деятельности и Тема сформулирована креативно, вызывает интерес аудитории Разработанность проекта Структура проекта соответствует его теме Разделы проекта отражают его основные этапы Актуальность и перечень деятельности согласованы задач проектной Ход проекта по решению поставленных задач представлен Выводы по результатам проектной деятельности зафиксированы Приложения, иллюстрирующие достижение результатов проектной деятельности, включены в текст проектной работы Значимость проекта Содержание проекта отражает индивидуальный для учащегося познавательный стиль учащегося, его склонности и интересы Идея проекта значима для учащегося с позиций предпрофильной ориентации и (или) увлечений и интересов в системе дополнительного образования В тексте проектной работы и (или) в ходе презентации проекта учащийся демонстрирует меру своего интереса к результатам проекта, уверенно аргументирует самостоятельность его выполнения, показывает возможные перспективы использования результатов проекта Оформление текста Текст проектной работы (включая приложения) проектной работы оформлен в соответствии с принятыми в Учреждении требованиями В оформлении использованы текста проектной работы оригинальные решения, 6 способствующие ее положительному восприятию Презентация проекта Проектная работа сопровождается презентацией Презентация выполнена качественно; ее достаточно для понимания концепции проекта без чтения текста проектной работы Дизайн презентации способствует положительному восприятию содержания проекта Защита проекта В ходе защиты проекта учащийся демонстрирует развитые речевые навыки и не испытывает коммуникативных барьеров Учащийся уверенно отвечает на содержанию проектной деятельности вопросы по Учащийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с содержанием проекта; способен дать развернутые комментарии по отдельным этапам проектной деятельности Максимальный балл – 60 ИТОГО: Общая оценка проектной деятельности обучающегося (метапредметных результатов) Критерий Фактический показатель Сформированность навыков коммуникативной, учебноисследовательской деятельности, критического мышления учащегося У учащегося сформированы навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления Способность инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности Проставить «V» напротив показателя, который соответствует оценке учащегося Учащийся испытывает некоторые затруднения в коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критическом мышлении Учащийся испытывает серьезные затруднения в коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критическом мышлении к Учащийся показал способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности Учащийся не показал способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности 7 Сформированность навыков проектной деятельности и самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей У учащегося сформированы навыки проектной деятельности и самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей У учащегося слабо сформированы навыки проектной деятельности и самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей Способность Учащийся показал способности к постановке цели и постановки цели и формулировании гипотезы исследования, формулирования планированию работы, отбору и интерпретации гипотезы необходимой информации, структурированию исследования, аргументации результатов исследования на основе планирования собранных данных, презентации результатов работы, отбора и Учащийся испытывает некоторые затруднения в интерпретации постановке цели и формулировании гипотезы необходимой исследования, планировании работы, отборе и информации, интерпретации необходимой информации, структурирования структурировании аргументации результатов аргументации исследования на основе собранных данных, результатов презентации результатов Учащийся испытывает серьезные затруднения в постановке цели и формулировании гипотезы исследования, планировании работы, отборе и интерпретации необходимой информации, структурировании аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов Рассмотрено на Педагогическом совете. Протокол № 7 от 25.06.2021 8